Свежий номер! 

  

ГОРОД БРОДЯЧИХ СОБАК  
Отлов бесхозяйных животных прекращен
Программа Ш межмуниципального музыкально-поэтического фестиваля "Кама-мама" 
Электронные сервисы Федеральной налоговой службы (окончание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Оставаясь самим собой ч.2 («ВК» №45)

Окончание. Начало в №  44

Чтобы оценить, насколько человек научился быть самим собой в разных жизненных ситуациях — насколько он понимает свою натуру, свою индивидуальность и бескорыстно помогает другим,— надо знать два простых критерия:

1. Чем лучше человек стремится познать и понять себя, тем сильнее его интерес и доверие к Высшему началу, сильнее осознание своего предназначения.

2. Принятие и любовь к другим живым существам усиливают потребность человека взаимодействовать с ними, помогать им. 

По этим же критериям можно оценить, правильно ли мы ведем себя в обыденной жизни. Например, если мы перестали задумываться о своем высоком предназначении, а зациклились на решении исключительно бытовых, материальных вопросов, преследуем в жизни только меркантильные интересы,— мы потеряли себя. С другой стороны, если мы сосредоточились на достижении определенной, пусть даже очень высокой цели, но в результате избыточного рвения испортили взаимоотношения с людьми — мы опять потеряли себя.

В жизни всегда одновременно должны быть эти два критерия: и думы о высшем, и жизнь в реальном мире. Тогда можно сказать, что человек идет правильной дорогой жизни. Уход в сторону, отклонение от этой дороги рано или поздно приводит к возникновению проблем. Таких отклонений может быть три.

Первое — самое распространенное — путь наслаждений, когда мы слишком сильно привязываемся к радостям и удовольствиям, которые нам дает этот мир.

Другое отклонение — уход от реальности, когда человек «выпадает» из реального мира либо в виртуальный мир, созданный компьютерными технологиями, либо в иллюзорный мир, возникший под воздействием одурманивающих веществ (алкоголя, наркотиков, токсинов).

И третье отклонение — ложная духовность, когда человек опять-таки «выпадает» из реальности, но уже по другой причине. Мыслями и чувствами он находится в каких-то «высоких» сферах, в медитациях, молитвах, чтении мантр, но вся наработанная духовная энергия «консервируется» внутри человека, не принося пользы другим, не облагораживая мир.

Итак, три отклонения от дороги жизни — желание наслаждаться в этом мире, уход от реальности и ложная духовность — это три тупиковых пути развития личности, которые в определенный момент приводят человека к жизненному кризису и глубокому разочарованию в себе.

Еще одна причина, по которой человек перестает быть самим собой — жизнь в режиме маятника. Наше эмоциональное состояние очень часто напоминает маятник: то эйфория, то подавленность, то наслаждение, то угнетенность. К тому же наши мысли и чувства постоянно мечутся из стороны в сторону: сначала мы чего-то очень сильно хотим, а потом охладеваем к этому. С рвением начинаем чем-то заниматься, а потом, столкнувшись с трудностями, бросаем дело на полпути. Вот так жизнь многих людей подобна раскачивающемуся маятнику, когда от любви до ненависти и от ненависти до любви — один шаг. Как уж тут оставаться самим собой, если противоречивые страсти и желания заставляют нас впадать из крайности в крайность?

И только понимание того, что все, что происходит в жизни — это урок мудрости и опыта,— помогает держать внутренний баланс чувств и мыслей и оставаться собой. Это то, что называется осознанностью.

Но в чем она проявляется?

Прежде всего, во внимательности к себе в настоящий момент времени, когда я понимаю, где я сейчас нахожусь, что со мной сейчас происходит, какие у меня чувства, какие переживания.

Однако большинство людей живет в таком состоянии сознания, когда мысли и чувства есть, но осознанности при этом нет. Есть 3 таких «вредных», деструктивных, расшатывающих психику состояния сознания.

Первое — когда мы мыслями и чувствами находимся в прошлом. Это постоянная скорбь, унылые воспоминания о том, как было хорошо раньше или «пережевывание» того, что было сделано или сказано когда-то. Человек, мыслями затерявшийся в прошлом, перестает быть самим собой в настоящем.

Другое «вредное» состояние сознания — так называемое, маниакальное, то есть живущее маниями — мечтами, желанием чего-то добиться или что-то от жизни получить в будущем. Человек, находящийся в таком состоянии, в реальности существует, но не живет. Его сознание словно «улетело и зацепилось» за будущее. Для него жизнь «начнется» только там, после каких-то особых событий («Вот закончу институт…, выйду замуж…, перееду в другой город…, куплю квартиру, новую машину… И вот тогда…!»). Такой человек нередко живет иллюзиями, игнорируя или обесценивая события и отношения в настоящем.

Есть третий тип деструктивного сознания — сознание, которое находится в настоящем «здесь и сейчас» и оценивает события в жизни по шкале «хорошо» — «плохо» (так называемое оценивающее сознание). Если все хорошо — человек наслаждается этой жизнью, этим миром, этим сиюминутным моментом счастья. Произошло что-то плохое, возникли проблемы — человек печальнее и мрачнее тучи.

Однако есть еще одно состояние сознания — конструктивное, позитивное,— которое называется состоянием Ученика или сознанием, доверяющим жизни. Это сознание человека, который понимает, что все, что происходит в жизни — как успехи, так и проблемы — несет в себе уроки судьбы. Ведь и счастье, и страдание нас чему-то обучают. И это помогает человеку в позиции Ученика сохранять и в том и в другом случае внутреннее самообладание.

У каждого из нас в жизни есть и были трудности, потери, испытания. И требуется очень глубокая внутренняя работа, чтобы их преодолеть.

Но не только через страдания и трудности учится Ученик. Он также учится и через успех, через удачу. Это — другой урок судьбы, который состоит в том, чтобы опять-таки не потерять невозмутимости, не считать себя причиной успеха, не раздувать собственное ЭГО, а полученные в результате успеха возможности и блага разделить с окружающими.

Человек в позиции Ученика понимает, что и неудачи, и успехи — всего на всего, школа жизни. И в том и в другом случае ему даются какие-то знания, возможности, ресурсы, чтобы он применил их в служении другим. Передал им свой опыт.

Еще одна особенность сознания Ученика — это сочетание ответственности за свою жизнь, за свои мысли и поступки, и понимание того, что есть некое руководство свыше — поддерживающая и направляющая сила,— которая проявляется через знаки судьбы, через события и окружающих людей.

Осознанность — это понимание того, что у каждого человека всегда есть выбор: думать о последствия своих мыслей и поступков (особенно негативных), начинать меняться и вдумчиво строить свою жизнь, или же страдания и проблемы будут только усиливаться. Ответственность и означает развивать и усиливать свой разум, понимать свое положение в этом мире.

Быть самим собой означает осознавать себя частичкой во Вселенной, понимать, что есть человек — живое существо и его реальность, и есть Высшие Силы и законы мироздания, которые находятся за пределами этой реальности, но постоянно влияют на нее.

Учиться доверять этим Силам, понимать смысл их руководства через знаки или удары судьбы, стремиться жить, не нарушая этих законов, ответственно относиться к своим мыслям, словам и поступкам,— это тоже осознанность. Именно она дает возможность оставаться самими собой при любых обстоятельствах — не ломаться под ударами судьбы и не предавать своих ценностей при соблазнах.

Человек, который живет с таким умонастроением, обретает настоящее умиротворение — что бы ни происходило во внешнем мире.

Психолог Дина Нагимова