Свежий номер! 

  

ГОРОД БРОДЯЧИХ СОБАК  
Отлов бесхозяйных животных прекращен
Программа Ш межмуниципального музыкально-поэтического фестиваля "Кама-мама" 
Электронные сервисы Федеральной налоговой службы (окончание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Вред и польза «магического мышления» («ВК» №46)

Видеть и чувствовать — это быть; размышлять — это жить. Уильям Шекспир

Однажды, наблюдая за клиентами своей аптеки, французский психолог и фармацевт Эмиль Куэ сделал удивительное открытие: от болезни излечивались те люди, которые глубоко верили в то, что обязательно поправятся благодаря чуду. Свою гениальную догадку он подтвердил неожиданным способом: он предлагал клиентам новое чудодейственное болеутоляющее средство, которое изготавливали только в его аптеке. Но, принимая его, необходимо было, произносить простую фразу: «С каждым днем мне становится все легче…» Эффект от лечения «чудесными таблетками Куэ» был поразителен — больные переставали чувствовать боль, хотя на самом деле принимали таблетки глюкозы (позже их назвали «таблетками плацебо»). Поразителен был тот факт, что позитивный эффект от лечения был связан не с волей человека, а с силой его воображения, с тем, как он представлял свое выздоровление, с верой в необыкновенное лекарство.

Позже мышление, основанное на воображении и вере, стали называть «магическим». Магическое мышление — это вера в то, что силой своих мыслей и желаний можно изменить какую-то ситуацию, повлиять на других людей, предметы и события. Это глубокое убеждение в том, что самовнушением, молитвами, заговорами можно влиять на реальный мир, материализовать задуманное. Главное — очень сильно этого захотеть.

Человеку свойственно верить в чудеса, мистику и тайны. Но одни относятся к этому достаточно скептично, а другие верят в это значительно больше остальных. Их мир пронизан колдовством и энергетическими влияниями, пробоями ауры и фактами ясновидения, приметами, предчувствиями и предзнаменованиями. Что бы ни случилось, они во всем видят проявление тайных сил, кармы, сглаза или порчи. Магическое мышление совершенно несвязанные события может в сознании человека связать через волшебство или энергетику.

Давайте разберемся, откуда берет начало магическое мышление, и каково его значение в жизни человека.

Иногда его еще называют первобытным или палеомышлением, так как первобытным людям была свойственна вера в то, что силой мысли и с помощью определенных ритуалов (жертвоприношения, молитвы, обряды) можно влиять на явления природы и других людей: заставить облака пролиться дождем, деревья — плодоносить, врагов — заболеть страшной болезнью… Например, человек хотел, чтобы пошел дождь. Для этого он думал про это, изображал дождь при помощи особой церемонии — дул, изображая ветер; стучал в барабан, изображая гром; проливал воду или мочился, символизируя дождь. Со временем дождь все-таки шел, и это воспринималось человеком, как его заслуга. Кроме «исполнения желаний», магическое мышление защищало наших далеких предков от страхов перед непонятным и опасным миром. Для этого достаточно было прочитать молитву или изготовить какую-нибудьвещицу-оберег, наделенную «волшебными» свойствами.

Именно магическое мышление лежит в основе всех религий и народных суеверий, а также искусства. В той или иной степени оно свойственно всем людям, потому что начинает формироваться в раннем детстве. Маленькие дети не отличают свои фантазии от реальности. Им кажется, что если они чего-то захотят, то это у них будет. Например, если младенцу становится холодно, голодно или одиноко, и мама, откликаясь на его потребности, берет его на руки, согревает, кормит, то у малыша возникает магическое переживание того, что это общение, тепло и пищу он добыл сам.

Лет до 7 практически каждый ребёнок некритичен к миру, воспринимает и верит во все сказки, как в реальность, одушевляет предметы и игрушки, разговаривает и играет с ними, как с живыми, верит в чудеса.

Взрослея, дети перестают быть столь наивными и доверчивыми, однако следы магического мышления остаются и в зрелом возрасте в виде веры в приметы, толковании сновидений или самовнушении. Например, такие люди легко доверяют советам эзотериков: «Представь себе исполнение заветной мечты… Вообрази, что у тебя прекрасный дом… Ты едешь на новеньком автомобиле… Отдыхаешь на берегу моря… Чаще рисуй перед своим мысленным взором эти картинки, и они станут явью…» И для того, чтобы что-то иметь (купить, похудеть, попасть на курорт) некоторые люди не прикладывают активных усилий, а просто вешают на стену картинки, символизирующие мечту (дом, автомобиль, море и т.  д. ). Или же, желая получить деньги,—

не предпринимают совершенно ничего, кроме того, что, согласно учению фен-шуй, вешают на стену китайскую монетку или закрывают отныне крышку унитаза. И ждут результата…

Подобное проявление магического мышления свидетельствует о психологическом инфантилизме — стремлении принять желаемое за действительное, замене реальных действий фантазиями и магическими ритуалами, подгонкой фактов и обмане себя.

В противовес инфантилизму взрослый подход к жизни предполагает ответственность за свои желания, планирование цели и планомерное продвижение к ней. Это конкретные поступки и действия. И если при наличии такой ответственности, человек пытается немножко поддержать и вдохновить себя при помощи магических ритуалов (которые не являются основными), то, возможно, в этом нет ничего плохого. Пускай настрой, ритуал или молитва добавят толику уверенности в себе или удачи, или чутья в выборе наиболее правильного момента для решающего действия.

Магическое мышление отличается от мистического. Если при магическом мышлении человек верит в свою силу, в свои действия, то мистическое мышление характеризует вера в силу и помощь Бога. На этом основана религиозная вера.

Надо сказать, что и магическое и мистическое мышление — вера в потусторонние силы или помощь свыше — обостряются в ситуациях тревоги, растерянности, с которой человек не может совладать, Если у него сильно развито воображение — то и вампиры, и конец света, и страх падения метеоритов — ложится на благодатную почву обостренного восприятия. И тогда магическое мышление придумывает ответ, объясняющий тревогу, а главное — её снимающий с помощью опять-таки придуманных ритуалов (постучать по дереву, плюнуть через левое плечо, положить пятак под пятку и т.  д. ). Оно становится психологической защитой и дает некоторый облегчающий эффект — кажется,

что мы не так беспомощны перед лицом несчастий, не так страшна неопределенность, с которой можно справиться. Мечты и фантазии помогают скрыться от своих страхов, защищают психику от сверхстрессов. И в этом несомненная польза магического мышления.

Когда человек в тревожном состоянии, он чувствует неопределённость, то так называемая бытовая эзотерика даёт ему уверенность в себе. Однако следует знать, что как только человек становится слишком суеверным, верит во все приметы, заговоры, в сглаз, порчу — это симптом того, что с ним что-то не так. Что у него есть нерешенные проблемы и комплексы. Что он не является творцом своей жизни, он — пассивный человек, который во всех своих бедах винит других, не осознавая, что ответственность за жизнь лежит только на нем, а не на мистических причинах. Вред магического мышления в том, что оно создает иллюзию тотального влияния человеческих мыслей на внешний мир, мешает реалистично оценивать ситуации, людей и самих себя и адекватно действовать.

Продолжение следует…

Психолог Дина Нагимова