Свежий номер! 

  

ГОРОД БРОДЯЧИХ СОБАК  
Отлов бесхозяйных животных прекращен
Программа Ш межмуниципального музыкально-поэтического фестиваля "Кама-мама" 
Электронные сервисы Федеральной налоговой службы (окончание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Вред и польза «магического мышления» ч.2 («ВК» №47)

Продолжение. Начало в № 46

Разберем, какие особенности и характерные признаки присущи людям с сильно развитым магическим мышлением. Это, прежде всего, три базовых верования, которым придает избыточное значение:

1. Вера в то, что в мире всё взаимообусловлено и взаимосвязано, когда человек убежден, что случайностей не бывает, и если происходит что-то неожиданное, то это результат чьего-то замысла, какой-то закономерности или проявление кармы. Мысль, что в жизни много случайностей, у такого человека вызывает повышенную тревожность, ведь ему страшно подумать, что мы — песчинки перед лицом Вселенной, и с нами и с миром может произойти все, что угодно, безо всякого замысла. Намного спокойнее думать, что есть какая-то всеобщая закономерность, и ее можно «просчитать», если обратиться к специальным изотерическим знаниям.

Продолжение этой веры — идея всеобщей причинности, когда человек убежден, что все в мире существует для чего-то и происходит тоже с некой заданной целью. Это видно в такой распространенной фразе: «испытания нам даются для духовного роста» (здесь сразу два аспекта: вера в то, что кто-то специально дает испытания, и в то, что эти испытания имеют конкретную цель и смысл).

2. Второе базовое верование — вера в объективность собственного субъективного опыта, когда у человека избыточное доверие собственному восприятию, и он убежден, что если он что-то чувствует, то это — правда, это не может быть иллюзией, самообманом или галлюцинацией. Но ведь наше восприятие — крайне субъективная и недостоверная вещь. Например, больные люди воспринимают действительность сквозь призму своей болезни, и самый яркий пример — девушки, страдающие нервной анорексией: они, хоть выглядят как скелеты, но в зеркале «видят» жир, а не кости. И это «кривое зеркало» индивидуального восприятия есть у всех у нас без исключения. Вспомните персонаж из «Трое в лодке, не считая собаки» Джером К. Джерома, который, читая медицинский справочник, нашел у себя симптомы практически всех болезней.

Другой гранью веры в «объективность» собственной субъективности является упование на «здравый смысл» — выводы и рекомендации на основе накопленного житейского опыта. Но «здравый смысл» может быть двояким: как полезным, так и вредным. С одной стороны, он может очень точно отражать реальность конкретного человека с конкретным жизненным сценарием, причём только в той сфере, в которой этот человек действительно компетентен. Но, с другой стороны, «здравый смысл» может быть очень далеким от истины в тех вопросах, в которых человек разбирается весьма поверхностно, тем более, он может быть неприемлем для других людей, живущих в другое время и в других условиях. Именно поэтому здравый смысл родителей, а тем более, бабушек и дедушек далеко не всегда подходит детям и внукам.

3. Наконец, третье верование — вера в способность мыслей непосредственно воздействовать на внешний материальный мир. Здесь, с одной стороны, скрыта некая мания величия человека, который своими мыслями влияет на все, что происходит в жизни (но ведь мы не Боги, чтобы творить материальный мир лишь силой своего желания), а с другой стороны, заключен страх собственных спонтанных мыслей и чувств (которые не всегда бывают позитивными), а также беспомощность перед мысленным воздействием посторонних людей (сглаз, порча, навет и т.  д. ).

Продолжением этой веры является убеждение в том, что хорошие мысли притягивают хорошие вещи и события в свою жизнь и жизнь окружающих, а плохие мысли — причина всего плохого. При этом иногда человек даже чувствует вину, когда ему мнится, что своими мыслями он «наносит вред» кому-то другому, или же, наоборот, он живет в страхе, что кто-то мысленно «ворожит» на него, «портя» его жизнь.

На самом деле мысли человека влияют не на внешний материальный мир, а на него самого: на его настроение, поступки, отношение с окружающими, на поведение в различных ситуациях. Позитивные мысли повышают жизненный тонус, а негативные — делают человека уязвимым, он теряет веру в себя. Мысли влияют на внутреннюю реальность человека, а не на внешнюю, и уже исходя из этого, человек формирует свой жизненный сценарий со всеми успехами или неудачами.

Помимо трех базовых верований можно назвать и ряд особенностей, присущих человеку с магическим мышлением:

1. Вера в особую значимость символов и событий, когда кажется, что если в мире нет ничего случайного, и есть некая сила, которая знает, что должно с нами произойти, то она же посылает нам знаки или знамения через услышанные слова или какие-то ситуации. И тогда можно мысленно спросить эту силу о том, что тебя беспокоит, и ответ придет,— надо только «научиться» его понимать. В этом смысле все совпадения воспринимаются не как случайные события, а как некие знаки.

2. Сильная зависимость мышления от красивых мифов, например от мифа о том, что человек произошел от некой высшей инопланетной расы, или что в нем кроются неведомые резервы организма, или в то, что у него есть особая миссия или особое предназначение в жизни. Красивых и завораживающих мифов, которые сильно льстят нашему самолюбию и тем самым воздействуют на сознание, в современном мире существует немало.

3. Вера в наличие «тайного знания», которое долгое время было зашифровано в секретных источниках и известно лишь узкому кругу посвященных, но вдруг стало открываться всем желающим. И сейчас в тайных знаниях почему-то хорошо осведомлены даже те, кто весьма далек от посвящения, а также масса популярных газет и журналов, телепередач, и уж тем более, Интернет.

4. Эклектика. Магическое мышление современного человека (в отличие от человека прошлых эпох) очень эклектично: в нем «намешаны» обрывки знаний из разных областей: карма уживается с торсионными полями, шаманские практики — с христианским постом, современная фармакология — с гомеопатией и народной медициной, современные психотерапевтические практики — с религиозной философией. Нет целостного мировоззрения, есть масса верований, техник и приемов, надерганных из различных источников.

5. Вера в чудо. Чуда хочется всем, ведь сущность чуда в контексте самопомощи — это когда происходит нечто очень хорошее для тебя, но без твоих усилий. Ну, в крайнем случае —

при помощи силы мысли и какого-нибудь ритуала, молитвы, заговора или мантры.

6. Вера в чудесного спасителя‑мага. Им может быть кто угодно,— любой авторитетный человек, компетентный в какой-либо области знаний — но наибольшей силой обладают все-таки «чудесные спасители»: колдуны, маги, гадалки, ворожеи. Если человек не видит способов решения своих проблем, то он нередко считает, что их нет. А раз их нет, то следует обратиться к тем людям, которые общаются с неведомыми, потусторонними силами, находящимися вне пределов нашего обыденного познания. Однако довольно часто очарованность подобными «чудо — творцами» неизбежно приводит к разочарованности.

Таким образом, главная идея магического мышления заключается в следующем: этот мир управляем и предсказуем, я — часть этого мира, а потому способен управлять частью реальности посредством своих мыслей и некоторых ритуалов (то есть, магии). Но если моих сил не хватает, то можно обратиться к людям, которые обладают большими, чем я, силами, чтобы они решили мне и за меня эту проблему.

Окончание следует.

Психолог Дина Нагимова