Свежий номер! 

  

СОСИСКА ДЛЯ БРОДЯЧЕЙ СОБАКИ
В округе начат отлов бесхозяйных животных

 Прививка против вандализма

"Добро. Центр" для добрых людей

 

 

 

 

 

Реклама

О призвании и признании («ВК» №49)

«Есть одна вещь, которую не знает большинство людей: счастье возможно лишь тогда, когда вы реализуете свое призвание…» Олег Гадецкий

Каждый взрослеющий человек, рано или поздно, неизбежно задается вопросами: «Что я хочу? Для чего я живу? Чем мне заниматься? С чем я справлюсь? Что делать, если мне всё одинаково интересно? Или всё одинаково не интересно? Как найти свое призвание?» Ответы на эти вопросы зачастую не приходит быстро.

Одно из условий счастья человека — помимо здоровья и семейного благополучия — найти свое призвание, состояться и стать успешным в профессии, реализовать себя и получить высокую оценку своего труда в глазах общества. Опыт показывает, что большое количество денег далеко не всегда решает вопрос успеха. Не найдя своего места в обществе, человек не получает настоящего удовлетворения.

Причины, по которым люди начинают искать новую сферу деятельности, могут быть самые разные.

Порой складывается ситуация, когда профессия, казалось бы, правильно выбранная в юности, перестает удовлетворять. Например, человек окончил школу и институт. Устроился на работу, стал компетентным специалистом. Получил назначение на более высокую должность. Затем нашел более высокооплачиваемую работу и перешел туда. Обрел стабильность в жизни. Но вместе с тем, с каждым днем он чувствует нарастающую неудовлетворенность. Работа по специальности становится не интересна и скучна, со временем приходят мысли о бесцельно проведенных годах в стенах родного учреждения… И человек начинает осознавать, что находится не на своем месте, занимается нелюбимым и неинтересным делом. Появляется обостренное чувство ненужности и непонятости. Часто за подобным профессиональным кризисом следуют семейные проблемы, ведь если нет удовлетворённости от дела, то ощущение никчёмности, неясного томления и безысходности нарастает внутри человека, вызывает негативные эмоции и отравляет жизнь целиком. И от этого начинают страдать отношения с близкими людьми.

Кроме того, у всех нас есть какие-то навыки, которые не реализуются в профессии. Какие-то способности, которые наша работа не раскрывает в полной мере. И когда неудовлетворенность собой и своим делом доходит до некой критической точки, в сознании выкристаллизовываются вопросы: «Что делать? Продолжать просто зарабатывать деньги или искать свое призвание?» Эти вопросы — верный признак того, что пришло время пересмотреть свои профессиональные ориентиры. Однако сразу же появляется страх уйти с работы, отказаться от устоявшейся стабильности и вдруг сорваться с насиженного места, отправившись в свободное плавание. О чем говорит этот страх? О том, что человек не доверяет себе, а к тому же боится всего нового.

Случается, что люди «ищут себя», свою профессию или новую деятельность всю жизнь. Кого-то к этому побуждает нереализованная мечта детства, и человек только ждал удобного случая, моральной и материальной независимости. Или же у человека возникает желание самоутвердиться в новой для себя роли, в более престижном статусе, проявить те качества, которые до сих пор не были востребованы. Для кого-то смена рода занятий — отражение внутренней мобильности, моложавости, креативности. А другим выбор профессии приходится делать вынужденно, из-за потери предыдущей работы.

Поиск призвания «обостряется» в определенные возрастные периоды. Прежде всего, в 16 ‑18 лет, когда ученики выпускных классов начинают искать себе профессию «на всю жизнь». Далее, в 21 ‑25 лет, когда студенты старших курсов ВУЗов и СУЗов и молодые специалисты понимают, что выбранная специальность совершенно не подходит им. В 30 ‑40 лет, в период, так называемого, «плато» — середины жизни, происходит следующий кризис, когда человек чувствует некоторую остановку, «пробуксовку» в профессиональном развитии. Очень многим смена работы на этом этапе жизни идет на пользу. В другой возрастной кризис — после выхода на пенсию в 55 ‑60 лет —

новая профессия даёт не только дополнительный заработок, но и продлевает физическую и психическую активность.

И тогда, независимо от возраста, возможность найти себе новое интересное дело и себя в этом новом деле (а это и есть призвание!) становится стабильным источником радости и удовлетворения.

Как же найти свое призвание? Для начала важно определить сферу деятельности и тип будущей профессии. Рассмотрим современную классификацию типов профессий. Она основана на тех чертах характера человека, которые определяют его стремление к тому или иному виду деятельности.

Первый тип — практический. Если человек привык заниматься конкретным трудом, серьезен и собран, то у него все способности стать врачом, работать с машинами, управлять механизмами, выучиться на радиомонтажника, полицейского и т.  д.

К интеллектуальному типу относят людей с наблюдательным и сообразительным характером, с нестандартным мышлением. Из них получаются хорошие ученые, исследователи.

Есть люди, которые еще в детстве проявляли активность, общительность. Это представители социального типа. Как правило, они выбирают профессии учителя, воспитателя, психолога, социального работника.

Есть «чистые» исполнители (стандартный тип). Они предпочитают работу экономиста, бухгалтера, кассира, нотариуса.

Находчивые и практичные люди обычно становятся в будущем политиками, предпринимателями.

Люди с творческим складом ума, эмоциональные, относящиеся к артистическому типу, выбирают профессии дизайнера, художника, музыканта, актера и т.  д.

Часто встречаются люди со смешанным типом, который позволяет человеку быть успешным в разных профессиях.

Считается, что призвание дает о себе знать уже в раннем детстве. Поэтому чтобы выбрать для себя тот или иной тип занятости, нужно вспомнить, к чему вы испытывали особое влечение с самого детства, кто был вашим идеалом профессии, кумиром, кого из взрослых вы любили расспрашивать об их работе.

А чтобы узнать предназначение ребенка в раннем возрасте —

начиная с 1 года,— можно воспользоваться одним интересным способом, известным с давних времен. Перед ребенком на равном расстоянии друг от друга и от него самого кладутся четыре разных предмета: книга, игрушечное оружие, монеты и какой-либо предмет труда (к примеру, игрушечный молоток или клубок ниток). Считается, что предмет, к которому интуитивно тянется ребенок, символизирует ту сферу деятельности, к которой он будет относиться в этой жизни. Если выбрал книгу — станет человеком интеллектуального труда, оружие —

военным или управленцем, деньги — предпринимателем, молоток или нитки — мастером ручного труда.

Вряд ли стоит безусловно доверять этому методу выбора будущей профессии малыша, однако при многократном повторении он помогает определить истинную природу маленького человечка, ведь его мышление еще не зашорено социальными оценками: выгодно — не выгодно, престижно — не престижно и т.  д. Он спонтанно выбирает то, что ему действительно нравится.

Когда мы в более зрелом возрасте выбираем профессию, то мы, к сожалению, уже далеки от искренности. Мы думаем о том, насколько будущая работа ценится в обществе, какие она дает привилегии, какой доход. Оцениваем грядущие перспективы и делаем далеко идущие выводы… Но не всегда оказываемся правы.

Разговор о том, как найти свое предназначение взрослым и уже состоявшимся в какой-то профессии людям, мы продолжим в следующем номере газеты.

Продолжение следует.

Психолог Дина Нагимова