Свежий номер! 

  

ГОРОД БРОДЯЧИХ СОБАК  
Отлов бесхозяйных животных прекращен
Программа Ш межмуниципального музыкально-поэтического фестиваля "Кама-мама" 
Электронные сервисы Федеральной налоговой службы (окончание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Как научиться решать проблемы («ВК» №2)

В жизни каждого, даже благополучного и успешного человека, достаточно трудностей и проблем: то не хватает денег, то здоровье подводит, то дети не слушаются, то домочадцы расстраивают, то с коллегами на работе возникают конфликты. Да мало ли еще каких причин для переживаний: ссоры, измены, обиды, ревность, зависть, страхи, потери…

Однако люди на возникшие в их жизни трудности реагируют по-разному. Одни пытаются игнорировать их, пока это возможно. Другие начинают хныкать и жаловаться, заранее внушая себе, что проблему невозможно разрешить. А третьи собирают всю свою волю в кулак и стремятся выбраться из сложившейся затруднительной ситуации.

То, что люди, принадлежащие к последней категории, эффективнее преодолевают трудности — очевидно. И хотя это не значит, что им живется легче, их жизнь результативнее, а настроение позитивнее.

Можно ли научиться решать проблемы. Конечно! Для этого нужно немного терпения и практики. Далее вы найдете полезные рекомендации по конструктивному решению проблем любой степени сложности.

1. Переформулируйте проблему в задачу. Наше сознание по-разному реагирует на слова «проблема» и «задача». Попробуйте подобрать синонимы к слову «проблема». Скорее всего это будут слова и выражения «препятствие», «затруднение», «невозможность что-то изменить», «тупик», «ступор», «отсутствие чего-то позитивного», «безысходность». Например, проблема со здоровьем — значит, нет здоровья; проблема с деньгами — значит, есть трудность их получения и невозможность сохранения; проблема во взаимоотношениях — значит, отношения плохие. А еще есть выражение «погряз с головой в проблемах», которое ассоциирует слово «проблема» с болотной трясиной или грязной лужей. В общем, ничего хорошего.

И совсем по-другому воспринимает наше сознание слово «задача». Вспомните уроки математики в школе. Там задача —

это совокупность нескольких факторов: того, что у нас есть, что мы знаем (условия задачи), того, чего мы не знаем, но должны узнать (вопрос) и последовательности конкретных действий, которые через промежуточные результаты дадут ответ на поставленный вопрос.

Таким образом, нет проблемы со здоровьем, а есть задача укрепления и сохранения его остаточного уровня. И — конкретные действия для этого: например, изменить рацион питания, чаще проветривать помещение, сократить вредные привычки, делать гимнастику, больше двигаться и т.  д. Или же, другой пример: нет проблемы с деньгами, а есть задачи больше заработать и меньше тратить. И — конкретные шаги: найти дополнительный приработок, сдать что-то в аренду, продать то, что не нужно, определить, на чем можно сэкономить и т.  д.

2. Замените сомнения «Смогу ли…?» конкретными вопросами «Как?» и «Что?» Многие люди, сталкиваясь со сложностями, спрашивают себя: «Смогу ли я это сделать?», «Возможно ли вообще это сделать?», «А не станет ли еще хуже, если я попытаюсь что-то изменить?» Эти мысли можно понять; чем тяжелее задача и чем более угрожающа проблема, тем сильнее сомнение. Мы не уверены в себе, не уверены в том, хватит ли нам сил и способностей в разрешении затруднительных ситуаций.

В принципе, размышление о пределах собственных возможностей — это неплохо. Но только когда дело доходит до момента, когда надо начинать действовать, активность долго размышляющих людей почему-то замедляется, или они просто опускают руки, пуская все на самотек.

Попробуйте подойти к решению проблемы с другой стороны. Спросите себя: «Как мне лучше поступить?», «Что может быть первым шагом?», «Что еще мне сделать, чтобы решить проблему?», «Что мне конкретно нужно: какие ресурсы, знания, информация?», «Кто мне может помочь советом или действием?»

Если вы научитесь постоянно заменять мысль «Смогу ли…?» на «Как?» и «Что?», у вас появится хорошая исходная база для активного решения любой проблемы. И если вы будете больше думать о путях ее решения, чем о пределах ваших возможностей, то это даст вам силы двигаться вперед и пробудит чувство, что вы сами можете организовать собственную жизнь.

3. Научитесь находить в ваших проблемах положительные стороны. Если у нас есть какая-то проблема, то мы часто вместо ее решения откладываем ее «на потом», втайне надеясь, что она сама как-то рассосется или ее кто-то решит за нас. Мы воспринимаем проблемы как надоедливые и неприятные явления, страстно желая избавиться от них, как от мусора. И при этом забываем одну важную вещь: каждая проблема дает нам возможность расти как личность, чему-то учиться и набираться жизненного опыта.

Поэтому расценивание проблем как учебные задачи, стремление научиться решать их решать и даже испытывать от этого драйв, является очень полезным жизненным навыком.

Например, тот, кто начинает заниматься каким-либо видом спорта, осваивает музыкальный инструмент или организует свой бизнес сразу сталкивается с большими трудностями. Получается не все и не сразу. Цель может быть долго не достигнутой. Человеком овладевают противоречивые чувства: желание быть успешным и сомнение в своих способностях.

У одних людей в подобных ситуациях возникает конфликт с собой. Они недовольны тем, что они не так хороши, как хотели бы. Они тратят много энергии на самокритику и самоедство. И в результате у них быстро проходит увлечение, и они сдаются.

По-другому происходит у тех, кто в решении трудностей находит интерес не опускает руки. Несмотря на некоторые неудачи и ошибки, они все же наслаждаются процессом решения жизненных задач, и в этом находят силы для дальнейшей борьбы с трудностями.

Для решения проблем, которые кажутся очень сложными и для философского осознания их пользы, могут помочь следующие вопросы: «Что положительного в этой проблеме (для меня или других)?», «Чему я научусь благодаря этой проблеме (задаче)?», «Какой опыт я получу, который не получил бы без решения этой проблемы?», «Насколько расширятся при этом мой кругозор и мои способности?»

4. Смотрите на вещи шире. Проблема, с которой вы столкнулись — важный, но далеко не единственный элемент вашей жизни. Старайтесь вспомнить обо всем хорошем, что есть в других сферах жизни.

Один из секретов способности быстро восстанавливать физические и духовные силы состоит в том, чтобы всегда иметь возможность переключиться на решение других вопросов. Поэтому, стремитесь решать одновременно несколько жизненных задач, а не «застревать» на одной‑единственной, пусть и очень важной, проблеме.

5. Упорно продолжайте. Если в голову не приходят новые идеи для решения проблемы (а точнее, задачи) — не огорчайтесь, продолжайте делать то, что уже начали, что умеете, что получается. Композитор Иоганн Себастьян Бах писал кантату каждую неделю, даже когда был усталым или больным. Одни его произведения существенно уступают другим, а некоторые позаимствованы из его собственных ранних работ. Но каждую неделю он добавлял что-то новое к уже сделанному. Бах считал, что «мышцы творчества» нужно регулярно упражнять.

И это в полной мере относится к разрешению любой затруднительной, особенно долго продолжающейся, ситуации.

6. Умейте на время отвлекаться от проблем. Для этого необходимо помнить, что как бы ни были велики обрушившиеся на вас неприятности, постарайтесь избавиться от гнета тяжелых мыслей, переключаясь на другие заботы (на работе или дома). Ни в коем случае не заражайте своим плохим настроением окружающих; будьте разумны и тактичны, не превращайте свою неприятность в «мировую катастрофу». Если окружающие доброжелательны к вам, они найдут возможность выразить сочувствие и оказать помощь.

Продолжение следует…

Психолог Дина Нагимова