Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

КОНДУКТОР,
НАЖМИ НА ТОРМОЗА!

События и люди Краснокамска
Безделье, проведенное с пользой
 
 

Реклама

Краткий курс «Как не опаздывать» ч.3 («ВК» №15)

Окончание. Начало в № 12,13

Самым психологически противоречивым типом опаздывающих являются те, кто объясняет свои задержки ненадежной («игривой») памятью. В неимоверную муку превращается для людей этого типа необходимость удерживать в голове информацию о всех необходимых встречах, собраниях, поездках, телефонных звонках, документах, которые нужно не забыть, покупках, которые надо сделать и т.  д. Путая дни и часы, забывая и заменяя одни даты другими, они окончательно запутывают себя, сослуживцев и домочадцев. Не желая опаздывать сознательно, они фактически постоянно задерживаются или вовсе не являются туда, куда нужно.

Главная беда людей этого типа заключается в том, что они, пытаясь «тренировать» память или просто ленясь, не хотят достать ручку и блокнот и записать, где, когда и в какое время состоится мероприятие.

Парадокс заключается в том, что даже фиксируя то, что необходимо помнить, люди с «игривой» памятью, забывают, куда записали те или иные данные или просто теряют свои записки.

Причины таких опозданий, как правило, психологические:

1. Иногда потеря или искажение информации может быть следствием сознательного или неосознанного выбора. А возможно, человек боится ответственности или предполагаемого наказания за недостатки в работе и за какие-то проступки, и поэтому путает или забывает время, когда его вызывают «на ковер».

2. Еще одна из психологических причин — недостаточный самоконтроль, личностная незрелость. Если такому человеку все время нужны напоминания и подсказки со стороны тех, кто приходит и все делает вовремя,— это показатель того, что человек в эмоциональном плане еще не вышел из подросткового возраста.

3. Следующая важная психологическая причина — недоверие человека к тем личным или профессиональным отношениям, которые сложились у него с окружающими. Часто это недоверие является следствием психологических травм или каких-то сложных ситуаций, которые произошли ранее, и с которыми человек не справился. В результате возможны два варианта. Либо это будет полное равнодушие к тому, что происходит в жизни: «Ну опоздаю я, ну рассердятся на меня, ну устроят разнос, ну уволят с этой работы… Ну и что? … Мне все равно…» Либо, напротив, это будет большая зависимость от мнения окружающих; и тогда опоздание на встречу становится проверкой на признание: «Если меня дождались, если простили за опоздание,— значит, я нужен и ценен».

4. Нередко опаздывают и забывают важные дела, как ни странно, гиперответственные люди. Их перфекционизм может проявляться в стремлении закончить наилучшим образом те дела, которые они уже начали. Они «застревают» на них, а все последующие обязательства воспринимаются как «неважные».

5. Некоторые люди не умеют говорить «нет» — берут на себя больше, чем могут cделать; никому не желают отказать, боясь испортить отношения, а в результате не успевают ничего, везде опаздывают и много что забывают.

6. И еще одной психологической причиной опозданий может стать, так называемая, «адреналиновая зависимость». Если вдруг нам не хватает острых ощущений, если все тихо-спокойно-скучно,— мы начинаем бессознательно организовывать себе «приключения» и цейтноты: приступаем к работе, когда прошли все сроки ее сдачи, выходим из дома впритык, а потом устраиваем бег с препятствиями, забываем и путаем, чтобы потом с ужасом вспомнить и «взбодриться» от выброса адреналина в кровь. Все эти «встряски» дают ощущение драйва, сил, успеха в преодолении препятствий.

7. И последняя причина информационной путаницы в памяти — когда человек находится в измененном состоянии сознания: влюблен, сильно расстроен, страдает бессонницей или находится в депрессии. В этом случае он просто не в состоянии следить за временем.

Как видим, психологических причин ненадежной памяти достаточно много, но есть универсальные методы, которые помогут придать мышлению осознанность, определенность и устойчивость:

1. Метод аршина. На большом листе бумаги большими, почти аршинными буквами пишется — что, где и когда состоится, кому и когда позвонить, кому и что передать и т.  д. Такие аршинные напоминания постоянно будут бросаться в глаза и не потеряются.

2. Метод посвящения заключается в том, что человек с ненадежной памятью громко объявляет своим домашним о том, что-такого-то числа в таком-то часу он должен быть на таком-то мероприятии,— и просит ему напоминать об этом.

3. Метод сборов в тишине. Чтобы меньше отвлекаться и не перегружать свой мозг ненужной информацией, не перескакивать мыслью с одного предмета на другой, собираться лучше в тишине. Без радио и телевизора.

4. Метод ранжирования. Суть его — заранее выписать на листок бумаги все дела, которые человек хотел бы сделать, а потом проранжировать их по степени важности и необходимости.

5. Но самым верным средством от ненадежной памяти является выработка простой и полезной привычки записывать все сообщения и объявления в ежедневнике. При этом опять-таки полезно расставлять приоритеты, выделяя наиболее важные дела и указывая время их выполнения.

6. Чтобы память заработала лучше, найдите мотивацию, а именно — прямые выгоды, которые вам даст пунктуальность, например, хорошая репутация, улучшение отношений с людьми, будущий карьерный рост. Или, «мотивацию от противного»: осознайте, что опоздания мешают зарабатывать деньги, ладить с начальством, коллегами и друзьями, «сжигают» ваши и чужие нервы, заставляют испытывать чувство вины,— в общем, доставляют вам вред, от которого вы избавитесь, став более организованным.

7. Придумайте себе систему поощрений и наказаний. Это тоже хороший способ мотивации. Например, награждайте себя: если вы не опоздали ни разу за весь день, позвольте себе что-то приятное — скушать что-то вкусное, побаловать подарочком или провести вечер на диване у телевизора. Или еще что-то радостное на свое усмотрение. А за опоздания, забывчивость, несвоевременный выход себя можно наказать приборкой в квартире или лишением десерта, или добровольным выполнением какого-то неприятного дела.

8. Научитесь говорить «нет!» Довольно часто, когда человек начинает что-то делать или отправляется на встречу, члены семьи, друзья или коллеги просят о помощи или дают новое задание. Им трудно отказать, но из-за желания выручить их опоздание или отсрочка начатого дела неизбежны. Хотя это и трудно, но, чтобы быть пунктуальным, нужно учить себя отказывать.

9. Важно обеспечить себе хороший сон, нормальное питание и при необходимости, оздоровление — в состоянии изменённого сознания адекватно обращаться со своим временем, планировать, а затем точно следовать своему плану очень сложно.

10. Не забывайте про отдых. Многие как раз из-за усталости начинают забывать о встречах или опаздывать на них. Уставший мозг уже не в состоянии все усваивать, и возникает, так называемое, «охранное торможение» — новая информация игнорируется или воспринимается в усеченном, искаженном виде. В такой ситуации нужно выделить себе один день полениться. Просто отдохнуть. Иначе проблем не избежать.

Научиться пунктуальности можно в любом возрасте. Это ведь черта характера, и она формируется. Даже если вы уже зрелый человек, и давно опустили руки, не бойтесь начать с нуля. Меньше корите себя и чуть больше ежедневно контролируйте свои мысли и привычки. Кто хочет быть пунктуальным, тот сможет таковым стать!

Психолог Дина Нагимова