Свежий номер! 

  

ГОРОД БРОДЯЧИХ СОБАК  
Отлов бесхозяйных животных прекращен
Программа Ш межмуниципального музыкально-поэтического фестиваля "Кама-мама" 
Электронные сервисы Федеральной налоговой службы (окончание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Активный мозг в любом возрасте («ВК» №26)

Вы заметили, что чем старше человек, тем меньше ему хочется осваивать ту работу, которая непривычна, связана с большой концентрацией внимания или с необходимостью освоения новых навыков? Особенно это характерно для пожилых людей, которые с большой неохотой (не все конечно) осваивают мобильные телефоны и компьютеры?

И хотя пожилой человек многое умеет и знает, у него есть богатый жизненный и профессиональный опыт,— его мозг становится все менее активным. Оказывается, привычные, отработанные до автоматизма занятия, например, такие как чтение любимых книг и журналов, просмотр любимых фильмов и сериалов, работа по хорошо знакомой специальности, общение с друзьями, которые понимают с полуслова, и т.  п.,— не способствуют развитию мозга.

Мозг развивается только тогда, когда надо делать что-то новое, учиться чему-то, а все, что выполняется привычно, уже не требует энергии и становится шаблоном. Мозг любого человека стремится к энергосбережению во время своей работы.

С одной стороны, это отличная способность — экономить энергию. Действительно, зачем тратить ее на осуществление однотипных действий, если можно направить ее на освоение чего-то нового? Но, с другой стороны,— если освоения нового не происходит, мозг теряет свою пластичность, начинает лениться, перестает развиваться и быстро стареет.

Чем дольше живет человек, чем больше событий, радостных и грустных происходит в его жизни,— тем больше он стремится к стабильности, постоянству, однозначности, и тем меньше любит перемены, не поддающиеся контролю и выбивающие из привычного уклада жизни.

Но жизнь — это непрерывный источник изменений, к которым все равно приходится приспосабливаться, и чтобы этот процесс был успешным, сознание должно быть активным, пластичным и открытым всему новому. И это возможно в любом возрасте, так как, человеческий мозг способен постоянно восстанавливаться вопреки расхожему мнению, что нейронные связи с возрастом только распадаются. На самом деле они способны формироваться и восстанавливаться на протяжении всей жизни человека, но для этого нужен стимул, а именно,— перемены, освоение чего-то нового.

Поэтому пластичность мозга надо постоянно поддерживать и тренировать. Лишив себя гибкости мышления, человек теряет способность своевременно принимать адекватные решения, становится беспомощным и слабым, с опаской воспринимает происходящее вокруг и с тревогой смотрит в будущее.

Представьте следующий образ: ваш мозг — это бетон, который через какое-то время застынет. Ваша задача — постоянно перемешивать эту «мыслительную смесь», не дать ей затвердеть.

Если же мы расслабляемся и живем «по привычке», «на автомате», то какая-то часть нашего мозга консервируется, и мы даже не замечаем этого. Образ «затвердевших» мозгов станет понятней, если посмотреть на большинство 70 ‑80 летних стариков, не способных освоить таймер на микроволновке или задать программу стиральной машине.

Чтобы остановить деградацию мозга, предлагаем несколько простых, но вполне эффективных приемов. Они помогут поддерживать мозг в отличном состоянии до глубокой старости, сохраняя трезвый рассудок и острый ум.

1. Следите за своими реакциями на новизну. Если вы вдруг почувствовали дискомфорт от того, что что-то изменилось (к примеру, в магазине исчез ваш любимый сорт чая или конфет), прислушайтесь к себе. Хочется обидеться на жизнь, ворчать, возмущаться, сетовать? А может лучше просто попробовать другие сорта и найти не менее вкусные?

2. Не зацикливайтесь на перечитывании уже прочитанных книг и многократном пересмотре уже просмотренных фильмов. Да, это психологически очень приятное чувство — окунуться в тот уютный мирок, в жизни уже знакомых персонажей, когда заранее знаешь конец и можешь наслаждаться мелочами и нюансами. Но в то же время вы лишаете себя шанса открыть принципиально новые книги и фильмы, и, тем самым,— лишаете свой мозг возможности образовывать альтернативные нейронные связи.

3. Ищите новые маршруты. Если вы постоянно ходите одной и той же дорогой, попробуйте другой маршрут. Если трудно встать пораньше, чтобы проехать на работу / учебу новым маршрутом, то хотя бы вернитесь домой не самой короткой и привычной дорогой. По пути откройте для себя новые магазины, аптеки, кафе и другие инфраструктурные точки. Это может занять дополнительное время, но принесет приятные «бонусы».

4. Ищите разнообразие в привычном. Например, настройте себя на восприятие новой музыки. Обычно мы слушаем 50 ‑100 знакомых песен или мелодий, приятных нам, и нашему мозгу не нужно тратить дополнительные ресурсы для их обработки и осмысления. Переключайте радиостанции, следите за новыми альбомами — это повысит способность анализировать информацию и улучшит память.

5. Завязывайте новые знакомства. Конечно, здорово, когда есть друзья и подруги, с которыми приятно собираться и обсуждать футбол или новые наряды. Но зачем ограничивать свой круг 4 ‑5 людьми, когда рядом с вами живет во много раз больше потенциальных друзей? Осознанно подобранный круг новых приятелей и знакомых может оказаться надежным подспорьем в сложные периоды жизни. Кроме того, новые люди — это и новые впечатления: вместе с расширением круга своего общения мы расширяем свои познания и, к слову сказать, лексикон. А иногда бывает так, что мы под влиянием новых друзей меняем привычную точку зрения на жизнь, меняем интересы, а иногда и род деятельности. И все это тоже полезно для мозга.

6. Больше общайтесь с маленькими детьми. Дети являются источником хаоса и неопределенности в вашей жизни. И это хорошо, так как они — живые «бетономешалки» в вашей голове, рушащие все шаблоны и перекраивающие ваши устоявшиеся маршруты по-новому. Дети разных возрастов каждый день вносят что-то новое своими вопросами, поведением, пытливостью ума и непрерывными экспериментами со всем вокруг. Вы сами не заметите, как ваше мышление раскрепостится, и вы начнете думать по-другому.

7. Заведите любое домашнее животное. Оно будет вносить некоторый хаос в жизнь, тем самым, побуждая что-то делать, двигаться, принимать решения. Прогулки, заботы о питании и решение новых бытовых вопросов помогут мозгу не застаиваться на месте. Лучше всего завести собаку. Она, во-первых, требует прогулки (а свежий воздух полезен для мозга), во-вторых, вовлекает в невольное общение с другими собачниками, и в-третьих, требует воспитания и дрессуры, а следовательно, новых знаний и умений.

8. Перестаньте критиковать. «Какой ужасный внешний вид!», «Как отвратительно они сделали эту дорожную развязку!», «Как неудобно сидеть на этих новых стульях!»,— эти слова показывают как мозг сопротивляется изменениям, наступившим в жизни. Эти изменения, чаще всего, вы не можете предупредить и предотвратить, поэтому гораздо полезнее будет принять их и настроить свое сознание продолжить жить в новой реальности.

9. Перестаньте критиковать и вешать на людей «ярлыки». Это очень удобно — вместо того, чтобы разбираться в человеке, размышлять о том, почему он так поступил — поддаться слабости и просто «заклеймить» его. Но ведь не всегда человек, пьющий спиртное,— алкоголик, с плохим настроением — злюка, чего-то не умеющий — тупица. «Ярлыки» формируют предвзятое мнение, ведь мозгу лень предположить, что все намного сложнее: каждая личность — многогранна, а каждая судьба — многовариантна…

Продолжение следует.

 

Психолог Дина Нагимова