Свежий номер! 

  

ГОРОД БРОДЯЧИХ СОБАК  
Отлов бесхозяйных животных прекращен
Программа Ш межмуниципального музыкально-поэтического фестиваля "Кама-мама" 
Электронные сервисы Федеральной налоговой службы (окончание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

И в шутку, и всерьёз («ВК» №32)

В начале 1990 ‑х годов в газетах и журналах страны стали появляться свежие интересные карикатуры с остроумными текстами, выполненными машинописным шрифтом и подписью «Рисунок В. Шилова». Художник-карикатурист Вячеслав Шилов в особом представлении не нуждается.

 

И все же…

—  Вячеслав, когда пришло осознание, что такой «несерьезный», на первый взгляд, вид деятельности станет основной профессией?

—  В начале 90 ‑х меня пригласили вести ежедневную рубрику в газете «Невское Время». Это было скорее не осознание, а принятие — ситуации, течения жизни. Газета была сильная, очень тиражная, ее создавала отличная команда, на рисунки люди реагировали очень живо — все было здорово. Тогда же, в 93 ‑м и 94 ‑м мы с друзьями провели 2 выставки в Германии, в Мюнхене и Берлине. К России был огромный интерес, как к стране, которая открылась и готова к общению. Карикатуристы были востребованы, их уважали и любили, это тоже, видимо сыграло свою роль.

—  Наша жизнь ежедневно дает массу поводов для «веселых картинок», достаточно посмотреть телевизор. Когда было проще черпать идеи, в 1990 ‑е или в наши «нулевые-десятые»?

—  Не было проблем с идеями тогда, нет проблем и сейчас. Есть проблемы со смелостью редакторов, с их ответственностью за неудобные публикации перед государством. Медиа-поле для карикатуристов сильно сжалось. В газетах почти нет рисунков, есть небольшое количество интернет-ресурсов, которые к карикатуре благосклонны, но их можно пересчитать по пальцам. А одна из лучших идей, связанных с карикатурой и интернетом — наш, питерский проект www.cartoonbank.ru Это для художников и клуб по интересам и определенный заработок и возможность получить заказы напрямую от заинтересованных людей.

—  Об этом же говорят многие твои пермские коллеги. Кстати, в Перми приходилось бывать? Наш город одно время даже называли «культурной столицей». Но, видимо, что-то пошло не так.

—  В последнее время много где и много что «пошло не так», увы. На культуре это тоже отражается. Мне было бы очень интересно побывать в Перми, но пока не сложилось. Однажды шанс появился — я получил приз на конкурсе карикатур, несколько лет назад и именно в Перми, но, к сожалению, победителей организаторы «не выписали» на открытие и в результате Дима Кононов, наш коллега и друг, а по совместительству пермяк, лично приехал в Питер и вручал награду здесь, в Санкт-Петербурге. Кстати, между нашим городом и Пермью есть «кровная» в хорошем смысле связь — замечательный карикатурист Сергей Лемехов, живет в городе на Неве, а его родной брат, не менее замечательный карикатурист Леонид Лемехов — в Перми.

—  Всегда будем рады видеть тебя в нашем городе, у нас есть что посмотреть, и интересные люди еще остались. Вернемся к «веселым картинкам». Раньше у тебя было много пародий рекламных роликов (когда в каждой песочнице знали про Suprimex, MMM и прочие «хопры»). Сегодня реклама не вдохновляет, или она стала не такой креативной?

—  Так получилось, что я был в числе тех первых, кто эту «ниву вспахал». Тогда только стала появляться реклама на ТВ, как явление — и с этим явлением было интересно поработать, вот я и «оторвался». А потом по пятам пошли многие другие и мне стало скучно. Но в то время картинок нарисовалось очень много, какие-то до сих пор в памяти, хотя рекламы той давно уж нет.

—  Листал недавно подшивку журнала «НИВА» за 1914 год, а затем «Крокодил» за 1970-й. И пришел к выводу, что люди жившие 100 лет назад были гораздо ближе нам нынешним по менталитету, чем «хомо советикус» пятидесятилетней давности. Ты изучал историю карикатуры, какая эпоха больше всего удивила?

—  Я работал одно время арт-директором ресторанного холдинга в Санкт-Петербурге, оформлял рестораны. И часто использовал рекламу и карикатуры из «НИВЫ» начала 20 века. Так что я понимаю о чем речь и не могу не согласиться — довольно остроумные люди в то время жили, рисовали, писали. Если не обращать внимания на несколько забавный стиль изложения, слегка старомодный, то уровень самого юмора и его тематика — прекрасны. Конечно же, это очень сильно все отличается от юмора советского периода. Думаю, идеологи свой хлеб хорошо отрабатывали, сознание людей менялось, да и сами люди в СССР жили уже другие.

—  Если говорить о карикатуре, как направлении искусства, какие трудности стоят на пути начинающих художников и на что жалуются состоявшиеся «мэтры» жанра»?

—  Начинающему, по сути, не с чего начинать. В России нет обучения карикатуре, значит, нужно заниматься самообразованием без всяких дальнейших ясных перспектив. Думаю, есть точки приложения сил иные — ироническая иллюстрация, интернет-дизайн. Там можно пытаться делать что-то остроумное, нащупывая в себе карикатуриста. А те авторы, которые ранее состоялись — сейчас в довольно сложном положении. Из-за надуманного негативного имиджа карикатуры (чего стоили одни приступы истерии по поводу «Шарли») издания перестают публиковать рисунки, публика от них шарахается. Хотя, если художник не против заниматься пропагандой на службе у государства, он имеет шанс найти себе постоянную работу. Но и тут количество мест ограничено, так как пытаются первым делом купить популярных авторов, у большинства из которых идиосинкразия на работу под приглядкой цензора, а посредственные карикатуристы маркетологам-идеологам не особо интересны, даже если те политически правильно подкованы.

—  Большое спасибо за столь содержательную беседу, Слава! Успехов в творчестве! И, надеюсь, до новых встреч!

—  Спасибо! Конечно!

Беседовал Сергей Пахомов