Свежий номер! 

  

ГОРОД БРОДЯЧИХ СОБАК  
Отлов бесхозяйных животных прекращен
Программа Ш межмуниципального музыкально-поэтического фестиваля "Кама-мама" 
Электронные сервисы Федеральной налоговой службы (окончание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Учимся принимать решения ч.3 («ВК» №43)

Рассмотренные нами в предыдущих выпусках газеты теоретические правила принятия решений в различных жизненных ситуациях дополним двумя практическими методиками, которые лучше выполнять письменно, вооружившись листами бумаги и шариковой ручкой.

Первый способ — очень полезная и простая техника — квадрат Декарта. Ее суть заключается в том, что нужно рассмотреть проблемную ситуацию, ответив на четыре вопроса и расположив ответы в четыре квадранта, как это показано на схеме.

Итак, разделите лист бумаги на четыре части и ответьте честно на следующие вопросы, записывая на каждый из них не менее трех-четырех вариантов ответа:

С вопросами будьте внимательны, особенно с теми, которые имеют отрицание, тем более, двойное. Ответы на четвертый вопрос могут показаться похожими на ответы на первый вопрос. Не допускайте этого.

Достоинство этой техники в том, что в ситуации, требующей решения, мы часто зацикливаемся на одной позиции: что будет, если это произойдет? С помощью квадрата Декарта мы рассматриваем одну и ту же ситуацию с разных сторон, что помогает сделать взвешенный и осознанный выбор.

Следующая практическая методика называется «Эффектомер», и ее цель — не просто сделать выбор, а помочь набраться решимости и начать действовать.

Чем-то она похожа на Квадрат Декарта. Листок бумаги делится на четыре части. Предположим нужно сделать выбор между двумя ситуациями. Слева пишутся «плюсы» и «минусы» первой ситуации, а справа — выгоды и недостатки второй ситуации, как на схеме:

Количество «плюсов» и «минусов» не ограничивается, но чем подробнее анализируются ситуации, тем лучше. Затем рядом с каждым написанным пунктом нужно проставить важность этого критерия для вас по 100-балльной шкале: насколько негативные или положительные эмоции вы испытываете или будете испытывать при реальности каждого перечисленного пункта. При этом «плюсы» так и оцениваются со знаком «+», а «минусы», соответственно, со знаком «-».

А потом нужно подвести итог и подсчитать разницу в баллах (своеобразное сальдо) между достоинствами и недостатками как первой, так и второй ситуации, и затем сравнить их друг с другом.

Результат, выраженный в баллах, да еще имеющий знак «+» или «-», наглядно иллюстрирует, каким окажется правильный выбор.

Для наглядности производимых расчетов, разберем условный пример: человеку предложили новую работу с повышением, но для этого надо ездить в другой город. Он заполняет таблицу «Эффектомера», оценивая важность каждого из критериев лично для себя (возможно, у вас оценки были бы другие).

В этом примере получается, что оба варианта хороши (со знаком «+», но второй «— «согласие на повышение — предпочтительнее, так как его сальдо больше). Более детальная проработка ситуаций с учетом большего числа критериев даст более точный и наглядный результат.

Приведенные выше практические методы помогают избавиться от терзающих сомнений. Как только вы приняли решение, держитесь выбранного вами курса. И уже в процессе вы безошибочно сможете понять, что мешает его реализации, и скорректировать ситуацию в нужную вам сторону.

Обязательно поставьте себе временные рамки. Это так называемый «закон вынужденной эффективности», когда ограничения по времени заставляют мыслить оперативно и выбирать наиболее эффективное решение в той или иной ситуации.

Позаботьтесь о том, чтобы принятое вами решение стало известно всем, кого оно непосредственно касается, ведь решать серьезную проблему совсем не обязательно исключительно своими силами, если можно посоветоваться с друзьями и родными. Не загружайте их проблемами, а лучше проинформируйте о предполагаемом решении. Ваши собеседники могут дать дельные советы. Опирайтесь на те, которые вписываются в Ваше решение,— именно в этом залог того, что оно будет выполнено в необходимые сроки и с планируемым качеством.