Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

МЫ БЛАГОДАРНЫ ЛЮДЯМ ЗА ТЕРПЕНИЕ!
События и люди Краснокамска
Плохое поведение ребенка:
наблюдаем, изучаем, исправляем
 
 

Реклама

Как построить хорошие отношения с коллегами («ВК» №50)

Трудовой коллектив — как хорошая семья — подарок судьбы. Отношения внутри коллектива играют не самую последнюю роль в том, насколько комфортно мы чувствуем себя на работе. Счастливы те, кому повезло работать среди дружелюбных единомышленников. Хорошо, если коллектив попадается дружный, с общими интересами и склонностями, и любой сотрудник ощущает себя как рыба в воде.

А если нет? Если жизнь в коллективе становится невыносимой. Если на работе атмосфера такая, что под конец рабочего дня хочется выть от отчаяния: интриги, сплетни, склоки, ссоры, постоянное «перемывание косточек» всем и каждому. Согласитесь, что нет ничего хуже, чем ежедневно ходить туда, где подобные напряженные отношения. Они вполне могут довести до хронического стресса, эмоционального переутомления или нервного срыва.

Даже если вы удивительно дружелюбный, неконфликтный, спокойный и открытый для общения человек, то в подобном коллективе не исключено, что рано или поздно, и вы попадетесь на удочку сплетников и интриганов. А эффективно работать в подобных условиях — занятие не из легких, да и не из приятных. Поэтому выстраивание правильных взаимоотношений с коллегами — важная задача.

Как же строить общение с коллегами, чтобы они были приемлемыми? Что можно сделать для улучшения психологической атмосферы в коллективе? Причём, сделать это не для других, а для себя?

Понятно, что все люди разные, исправить в один день характеры коллег невозможно, да к тому же глупо и бессмысленно. А вот пытаться работать над собой — можно и нужно.

Рассмотрим причины, из-за которых в коллективе провоцируются негативные отношения между сотрудниками и правильные стратегии поведения, которые помогут избежать конфликтов:

1. Деление коллектива на «своих» и «чужих». Понятно, что со «своими» дружат, а с «чужими» воюют. Поэтому надо постараться не быть «чужим»: прежде всего, не надо хвастаться, не стремиться выделиться одеждой, дорогими украшениями, вызывающими манерами.

2. Безделье. Человек, да и коллектив в целом, слабо загруженный работой, тратит время на интриги. Конечно, не стоит демонстративно погружаться с головой в работу,— так вы закрепите статус «чужака». Рекомендуются умеренность в служебном рвении и аккуратность в ведении дел.

3. Желание выслужиться. Иногда достаточно одного карьериста, который может настроить весь коллектив против одного из сотрудников, причём против того, кого считает «помехой» для своих планов. Если удастся вычислить подобного «зачинщика», можно обратиться к нему с просьбой помочь в каком-либо деле. А ещё лучше — просить совета, громко благодарить за оказанную помощь и хвалить за отзывчивость, компетентность, бескорыстность, чуткость и другие добрые качества.

4. Нечётко разделённые обязанности между сотрудниками, в результате чего работники перестают чувствовать личную ответственность и начинают перекладывать вину за свои ошибки на других. В подобных случаях следует подробно обсуждать общие проекты и чётко прояснять свои обязанности и обязанности других специалистов.

Следует знать, что отношения человека и коллектива регулируются двумя законами. Эволюционным законом «Выживает сильнейший», который приводит к тому, что в любом человеческом сообществе начинается борьба за существование (власть, статусы, деньги, блага), с целью занять более удобное и достойное место у «кормушки» социальных благ, и законом альтруизма, открытым русским исследователем Владимиром Эфроимсоном, который доказал, что в ходе эволюции у человека сформировалась потребность защищать от опасностей свой род,— без этого наш вид не выжил бы. Он даже выделил ген альтруизма, который помогает найти близких себе людей в любом коллективе.

А потому несколько правил:

Правило первое: помните, раз вы работаете в коллективе, то считаться с мнением окружающих вам необходимо. Вы можете иметь противоположную точку зрения, вас никто не заставляет отказываться от своего собственного мнения, вы можете соглашаться или не соглашаться с предлагаемыми идеями и предложениями, но выслушать и попытаться понять человека, не зависимо от своего желания или настроения, вы просто обязаны.

Правило второе: будьте дружелюбными с коллегами. Это совсем не значит, что абсолютно каждый сотрудник должен стать вашим закадычным другом. Напротив, дружить на работе гораздо труднее (и опаснее), чем можно себе представить. Поэтому намного безопаснее со всеми коллегами (по крайней мере, с большинством из них) сохранять нейтральные приветливые и уважительные отношения.

Правило третье: разумно дозируйте любую информацию, прежде всего, личные факты о себе. Никто не заставляет вас превращаться в человека, у которого «душа нараспашку». Любое, сказанное слово может быть использовано против вас и представлено недоброжелателями как ваша слабость, недостаток, «ненормальность» и т.  п.

Не следует также говорить вслух абсолютно все, что вы думаете о своей работе, о своих коллегах и руководителях. Даже если вы не боитесь потерять своё место работы и готовы отвечать за свои слова, поверьте, всегда найдется тот, кто воспользуется случаем и перевернет каждое ваше слово так, как это будет выгодно ему. Старайтесь говорить только то, что относится к деловым взаимоотношениям, не более.

Но в тоже время, не впадайте в другую крайность — не становитесь слишком скрытным и, тем более, лживым. Не забывайте об искренности и порядочности. Не пытайтесь казаться лучше, чем вы есть на самом деле. Ложь рано или поздно раскроется, и тогда ваш авторитет стремительно упадет вниз.

Правило четвёртое: не вмешивайтесь в ссоры. Если коллеги затеяли спор, желательно занять нейтральную позицию. А если вы поссорились с кем-то из коллег, не стоит втягивать в ваш конфликт остальных сослуживцев. И ещё важное правило —

не подслушивать чужих разговоров и не читать чужую корреспонденцию, не слушать сплетни, тем более, не сплетничать самому.

Правило пятое: контролируйте свои эмоции. Даже если общение с коллегами вам неприятно, никак этого не выказывайте. В крайнем случае, если вас «тошнит» от кого-то из сотрудников, держитесь с ним холодно, но вежливо. Вместо того, чтобы нервничать, постарайтесь терпимее относиться к своим коллегам, даже если они далеки от привычного вам круга общения. Подумайте, почему они поступают так, а не иначе, поставьте себя на их место и почувствуйте то, что чувствуют именно они.

Правило шестое: умейте отстаивать собственные интересы. Рекомендация: будьте отзывчивы в меру, не бойтесь отказать, если от этого зависят ваши интересы.

И, наконец, один из самых трепетных вопросов: как же быть с теми, кто постоянно сплетничает за вашей спиной, кто бесконечно провоцирует вас на конфликты и плетет против вас интриги?

Правило седьмое: не принимайте слова и поступки этого человека близко к сердцу. Общайтесь только в том случае, когда это действительно необходимо. Скажите себе, что жизнь слишком коротка, чтобы переживать из-за всяких непорядочных людей, портить себе настроение и нервы. Разрешите себе быть плохим собеседником для таких, как они. Молчите или переводите разговор на другую тему, чтобы показать, что вас сплетни и пересуды не интересуют. Сведите ваше общение к минимуму, сохраняйте спокойствие и будьте приветливы. Ваша задача —

научиться мирно сосуществовать в коллективе с большинством сотрудников, допуская, что в любом правиле есть исключения, и из-за него не надо страдать: болеть, переживать и уж тем более, терять работу.

Если всё же назревает конфликт или он уже спровоцирован кем-то из коллег, попробуйте избежать (приостановить) его с помощью, так называемой, мягкой конфронтации, разговор о которой мы продолжим в следующем номере газеты.

Продолжение следует…

Психолог Дина Нагимова