Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

КОВИД ВЫХОДИТ НА ПЛАТО
События и люди Краснокамска
Неуверенный ребенок: как помочь?
 
 

Реклама

Приступаем к тренировкам («ВК» №3)

Родители школьников и педагоги нередко сетуют на то, что дети на уроках не внимательны, часто отвлекаются, плохо усваивают новую информацию, быстро забывают правила, формулы и факты. Но разве только дети страдают рассеянным вниманием и плохой памятью?

Разве у нас, взрослых, не проявляются симптомы сниженной концентрации внимания: неспособность прочесть и пересказать текст газетной статьи, не отвлекаясь; трудность сконцентрировать мысли на деле, которым занимаешься; быстрое ненамеренное забывание своих обещаний; сложности с формулированием своих мыслей, мучительное вспоминание имени-отчества давнего знакомого? А бытовая забывчивость: участившиеся поиски ключей, которые «только что лежали здесь» или потеря перчаток, телефонов, кошельков; сомнения по пути на работу о том, выключены ли утюг, свет и газ; сетования по поводу неоплаченных из-за забывчивости счетов, в то и чувство вины из-за пропущенных дней рождения и памятных дат у родственников и друзей?

Одним словом, слабое внимание и плохая память подводят и детей, и взрослых. И пришло время их тренировать, ибо сколько не пей витамины и лекарства для улучшения мозгового кровообращения, но мозг, подобно мышцам, наращивает свою силу благодаря тренировочным упражнениям, а не только правильному питанию. А точнее — упражнениями в комплексе с правильным питанием и витаминами

Но перед тем, как приступить к тренировке внимания — немного теории. Внимание — это способность выделить какой-либо объект или явление среди прочих. Это восприятие или вспоминание одних объектов с одновременным игнорированием других. То, к чему привлечено внимание, называется «фигурой», а все остальное — «фоном».

Внимание, часто проявляясь, превращается у конкретного человека в очень важную способность — внимательность. «Он весь внимание»,— говорят о напряженно слушающем, читающем или что-либо рассматривающем человеке. Противоположное вниманию качество — рассеянность, невнимательность.

Она бывает двух видов. Рассмотрим их на примерах.

Чрезмерно подвижный, впечатлительный ученик все время вертится на уроке, смотрит по сторонам и не слышит учителя. Учитель говорит ему: «Какой ты невнимательный!» Другой ученик задумался, вспомнив заинтересовавшую его компьютерную игру, и тоже не слушает учителя. И ему учитель также говорит: «Какой ты невнимательный!» Но невнимательность у этих учеников разная: это два вида рассеянности, противоположные друг другу. Первый образно называют «порхающим вниманием», оно определяется непроизвольным, легким переключением мало интенсивного и неустойчивого внимания, направленного вовне. Оно больше свойственно детям.

Второй вид рассеянности столь же образно называют «липким вниманием». Оно определяется трудным переключением очень устойчивого, чаще внутренне направленного внимания, интенсивной погруженности во что-то.

Однако оба вида невнимательности могут проявляться не только у детей и академиков, но и у каждого из нас с вами. А потому наша задача — тренировать внимание и связанную с ним память, ведь нередко слабая память — это следствие слабого внимания, а точнее не сформированности целого ряда свойств внимания: устойчивости, объема, переключаемости, распределения и концентрации.

Владеть своим вниманием — это значит уметь не только обращать его на то, что надо заметить, но и не видеть того, что должно остаться незамеченным.

Тренировать внимание — значит, научиться произвольно и целеустремленно направлять его на определенный объект, не давая себя отвлечь посторонним раздражителям. А для этого придется приложить немного волевых усилий. И при этом помнить, что существуют факторы, отрицательно влияющие на способность концентрировать внимание. К таким факторам относятся прием алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, постоянный или эпизодический стресс, гормональные изменения, недостаток сна и сильные эмоции любого характера. Поэтому практически любому человеку нужно знать, как улучшить концентрацию внимания, чтобы обстоятельства жизни не вышли из-под контроля.

Эти простые упражнения позволят естественным способом повысить наблюдательность, концентрацию и устойчивость внимания. Выполняя их между делом, при перерывах в работе или во время отдыха, вы значительно улучшите активность своего мозга.

Упражнение 1.

1. Поставьте будильник перед телевизором во время какой-нибудь интересной программы.

2. В течение 2 ‑х минут удерживайте внимание только на секундной стрелке, не отвлекаясь на ТВ-передачу.

Упражнение 2.

1. Возьмите два фломастера.

2. Попробуйте рисовать одновременно обеими руками, причем одновременно начиная и заканчивая. Одной рукой — круг, второй — треугольник. Круг должен быть по возможности с ровной окружностью, а треугольник — с острыми кончиками углов.

3. Теперь попробуйте нарисовать за одну минуту максимум кругов и треугольников.

4. Оцените свой результат: меньше 5 ‑ти — плохо; 5 ‑7 — средне; 8 ‑10 — хорошо; больше 10 ‑ти — отлично.

Упражнение 3.

Теперь рисуйте также, но разные цифры: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4 и т.  д.

Упражнение 4.

Отыщите во фразах спрятанные имена (пример: «Принесите кофе дяде» — Федя).

1. Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие —

в апельсиновом желе!

2. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.

3. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!

4. Ковал я железо ярким днем.

Упражнение 5.

1. Возьмите любой текст.

2. Выделите в нем фразы.

3. К каждой фразе задайте несколько вопросов. Ответьте на них.

4. Делайте это всякий раз, когда Вам нужно что-то хорошо запомнить.

Упражнение 6.

1. Определите себе маршрут движения от пункта А до пункта Б.

2. Пройдите пешком этот путь, замечая все яркие приметы.

3. Составьте карту пути по этим необычным ориентирам.

И еще несколько рекомендаций:

1. Будьте всегда осознаны. Периодически мысленно отмечайте, что происходит вокруг, что вы машинально делаете, где вы находитесь, что делают окружающие люди.

2. Простые действия. Приучите себя делать какие-нибудь действия с наиболее возможной концентрацией внимания. Например, завязывать шнурки, мыть посуду, или даже переставлять ноги при ходьбе не как обычно — на автомате, а как будто проделываете что-то сложное, или как будто это очень важный момент в вашей жизни.

3. Бегающий взгляд. Попробуйте «бегать» взглядом по предметам и их частям, людям, частям лица, одежде — всему, что видите. Задерживайте взгляд на 1 ‑2 секунды. Постарайтесь в момент остановки взгляда на предмете успеть увидеть и осознать, что вы видите. Это отличное упражнение помогает замечать больше вещей, видеть в них множество деталей.

4. Заметить скрытое. Смотря на любые предметы в жизни, старайтесь заметить то, что раньше не замечали: новые формы, оттенки цвета, изъяны, свойства.

5. Игра в «разведчика». Хорошим упражнением на концентрацию внимания станет обычная прогулка, если подойти к ней осознанно. Представьте себя разведчиком, который должен запомнить максимум информации о том, что видит вокруг. Научитесь обращать внимание на детали: считайте шаги, запоминайте цвет предметов, «ловите» запахи, вспоминайте все, что вы знаете о встречаемых людях.

Окончание следует.