Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

МЫ БЛАГОДАРНЫ ЛЮДЯМ ЗА ТЕРПЕНИЕ!
События и люди Краснокамска
Плохое поведение ребенка:
наблюдаем, изучаем, исправляем
 
 

Реклама

Приступаем к тренировкам ч.2 («ВК» №4)

Окончание. Начало в № 3

Тренировка внимательности связана с умением не отвлекаться на посторонние дела. И тут мы часто совершаем ошибку: одновременно призываем наших близких и детей быть внимательными при выполнении каких-то заданий или наших поручений, и тут же сами отвлекаем их многочисленными вопросами и просьбами, да еще при этом поторапливаем.

Например, сел ребенок вечером делать уроки, а родители в это же время наперебой начинают «воспитывать» его и «общаться» с ним: зовут ужинать, спрашивают, как прошел день, заставляют бросить все дела и вымыть свою обувь или разложить по местам разбросанные вещи или поручают какие-либо дела, которые, будучи важными, в данное время могли бы и подождать. А потом мамы-папы удивляются, почему ребенок такой невнимательный и почему у него так много ошибок. Но ничего удивительного нет; вследствие подобного «воспитания» у малыша вырабатывается рассредоточенное внимание, он сам начинает отвлекаться и приставать к родителям с просьбами и вопросами. Если подобная привычка уже сформировалась, ее надо срочно исправлять: ребенка надо настраивать на то, чтобы он сосредоточился на том, что делает, и убеждать его в том, что все его просьбы и вопросы вы выслушаете очень внимательно, но позже.

Если есть время, можно предложить ребенку игру, как в индейских племенах, где детей учили сидеть тихо и смотреть, когда не на что смотреть, и слушать, когда вокруг тихо. А потом предлагали поделиться друг с другом тем, что увидели и услышали. Выигрывал тот, кто видел и слышал больше других.

Молодых охотников, для которых развитие внимания было жизненно важно, обучали внимательности в следующей игре: два или несколько соревнующихся в течение короткого времени наблюдали какой-либо предмет, после чего каждый отдельно говорил, что он видел, стараясь перечислить возможно большее число деталей. Этот прием можно использовать в повседневной жизни, например, в прогулках по городу, когда быстро проходя мимо витрин магазинов, нужно постараться заметить, а потом описать возможно большее число увиденных предметов.

Тренируя внимательность, мы улучшаем и свою память; эти два процесса взаимосвязаны друг с другом. А хорошая память — это не только основа успешной профессиональной деятельности и бытовой компетентности (ведь ни суп не сваришь, ни белье не постираешь, если не помнишь, как это делается), но и отличное средство повысить устойчивость к стрессу, так как из-за забывчивости приходится чаще нервничать и расстраиваться.

Поэтому, чтобы стать успешнее и увереннее в себе продолжаем тренировать внимание и память с помощью следующих упражнений.

Упражнение «Синхронист».

Во время телевизионных новостей повторяйте сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик-синхронист. Старайтесь не пропустить не одного слова, копируйте интонации и паузы.

Упражнение «Дом памяти».

Попробуйте по памяти назвать по фамилиям всех поэтов или писателей, которых только сможете вспомнить. Если Вы смогли припомнить без больших затруднений и торможения хотя бы 12 ‑15 авторов, то это хорошо. Помимо фамилий поэтов, можно называть понятия из любой сферы: женские и мужские имена, предметы мебели, комнатные растения, понятия, относящиеся к математике, изобразительному искусству и т.  д.

Упражнение «Перевертыши».

Цель — быстро произнести слово наоборот: любовь — вобюл, пианино — онинаип, небоскреб — берксобен, картина — анитрак, потолок — колотоп.

Берете любое слово и проговариваете его навыворот, как показано выше. При этом Вы должны не читать слово наоборот, а произносить его, не глядя на бумагу. Начинайте с простых, односложных слов: нос-сон,дар-рад и т.  п. Затем переходите к двусложным словам: рога — агор, небо — обен, гора — арог.

Сложное слово нужно разбивать на блоки: шахматы= шах мат ы. Можно разбить слово иначе, по слогам: шах‑ма-ты. В любом случае, Вам нужно удержать в воображении три фрагмента. А теперь нужно прочесть их наоборот: ы там хаш.

Упражнение «Гонки».

Засеките время. Как можно быстрее называйте вслух все предметы, которые видите перед собой. К примеру: монитор, зеркало, наручные часы, сотовый телефон, торшер, кресло, карандашница, подушка, диван, стена, рамка, фотография, расческа, книги, еженедельник, цветок и т.  д. Считайте называемые слова, загибая пальцы или ставя черточки на листе бумаги.

Понаблюдайте за собой: через какое время (отметьте его) вы «сдуетесь», паузы между словами возрастут, и вы станете повторяться и запинаться. Остановитесь, посчитайте количество названных предметов.

Почаще устраивайте подобный напряженный кросс своему мозгу, увеличивая количество называемых предметов за меньший промежуток времени.

Упражнение «Мысленные потеряшки».

Представьте ситуацию, как будто вы потеряли какую-то свою вещь. И вот вам надо охарактеризовать ее своему другу так, чтобы он представил ее и помог вам ее найти. Постарайтесь составить полное представление об этой вещи, запомните как можно больше нюансов (цвет, размер, вес, фактура поверхности, характерный запах, какие-то дефекты или дополнительные детали и т.  д. ).

Упражнение «Тренировка второго полушария».

Это упражнение развивает смекалку и сообразительность. Развивать правое полушарие головного мозга можно, тренируя левую руку. Это легко осуществить в бытовых ситуациях, которые все равно приходится делать, например, чистить зубы, мыть ванну или раковину, подметать пол; можно перестроить мышь компьютера под левую руку, пытаться писать левой рукой и т.  п.

Следующие упражнения вы можете выполнять не только индивидуально, но и друг с другом, например, с ребенком или с приятелем.

Упражнение «Газета».

В газете или в старом журнале на одной из страниц надо зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать ни одной их них (со временем задание можно усложнить: например, зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»). Потом проверьте друг у друга правильность выполнения задания.

Упражнения на запоминание «10 слов» и «10 чисел»:

а) Составьте список из 10 слов, экспромтом пришедших на память. Слова должны быть просты для понимания, состоять из двух-трех слогов и не должны быть связаны по смыслу, например: любовь, совесть, чайник, пулемет, глина, логика, свеча, словарь, вишня, стрекоза. Затем в течение 20 секунд необходимо заучивать эти слова, а потом — записать на чистом листе бумаги те, которые удалось запомнить. Это упражнение можно делать одному, заучивая слова собственного списка (это только кажется, что легко повторить то, что сами придумали!), вдвоем или в компании (тогда списками можно поменяться и проверить друг друга).

б) Аналогично выполняется упражнение с числами: за 20 секунд нужно запомнить 10 двухзначных чисел, написанных на листе бумаги, а затем записать те, которые удалось вспомнить. Числа не должны повторяться, например: 43, 12, 31, 81, 72, 15, 44, 96, 10, 37. Детям можно предложить меньшее количество чисел, например, пять или семь, и они могут быть однозначными, например, 8, 3, 5, 1, 6, 2, 9.

Успешность, или продуктивность, запоминания в этих упражнениях вычисляется умножением числа правильных ответов на 10. Результаты таковы: 90 ‑100  % — отличная память, 71 ‑90  % — очень хорошая, 51 ‑70  % — хорошая, 31 ‑50  % — удовлетворительная. Если меньше — есть над чем работать.

Нормальный объем памяти взрослого человека на совершенно новый, не связанный по смыслу материал равен 7. Причем легче запоминается первый и последний элемент ряда. Недаром последнее слово в споре каждый старается оставить за собой: скорее всего, в памяти останется оно, а не предшествующие долгие дебаты.

А теперь рекомендации для тренировки внимания и памяти в быту:

1. Относитесь ко всему с оптимизмом. Подготавливайте себя к запоминанию, убеждая себя в том, что это занятие вам по силам. Ни возраст, ни наличие болезней, ни загруженность делами — вам не помеха.

2. Приучайте себя работать в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке.

3. Старайтесь каждый день читать новую информацию (именно читать, а не слушать по радио или смотреть по телевизору).

4. Просматривая фильмы и передачи, запоминайте имена режиссера, операторов, актеров.

5. Список того, что нужно купить в магазине, держите и в голове, и в кармане. Записи на бумаге выручают, но еще лучше иметь «копию» в голове.

6. Старайтесь запомнить имена: общих знакомых, в том числе случайных, членов семей коллег, соседей по дому и даче. Используйте метод президента Рузвельта, который обладал невероятной способностью запоминать имена. Он мысленно писал на лбу у человека его имя, и это позволяло при встрече быстро его вспомнить.

7. Запоминайте дни рождения, именины, знаменательные даты родных, коллег и друзей.

8. Заведите блокнот для любопытных фактов, идей, ссылок, цитат, чтобы при случае цитировать их, производя благоприятное впечатление на окружающих.

9. Ежедневно запоминайте и рассказывайте 1 ‑2 анекдота (а в помощь вам — еженедельная подборка в нашей газете).

10. Очень действенными являются ассоциативные ряды. Например, если тяжело запомнить какое-то понятие или название (например, улицы), то подумайте, с чем оно у вас ассоциируется. Так в памяти создаются определенные образы, позволяющие быстрее воспроизводить информацию.

11. Один из самых простых способов улучшить память — это сон. Ложитесь раньше, отдыхайте, высыпайтесь. Во сне расслабляются все мышцы, организм, отдохнув, приходит в тонус, мозг набирается энергии.

12. Гимнастика для глаз. Ежедневно в течение 30 секунд перемещайте взгляд из стороны в сторону, а потом еще 30 секунд — вверх и вниз. Через месяц только благодаря этому упражнению ваша память улучшится на 10  %.

13. Тренируясь, развивайте у себя силу воли. Следуйте принципу «надо», а не «хочу». Чередуйте легкие и трудные дела, интересные и неинтересные.

14. Пообещайте себе вознаграждение за успешное выполнение работы. Снабдите свой мозг дополнительными стимулами в виде маленьких приятных вещей, которые вы и так собирались сделать (перекусить, отдохнуть, что-то себе купить). Превращайте то, что вас обычно отвлекает, в способ поощрения.

Тренируясь с помощью предложенных упражнений, вы со временем заметите, что быстрее стали подбирать аргументы в споре и стали лучше соображать, перестали страдать от рассеянности и забывчивости, а реакция вашего мозга в стрессовых ситуациях, например, за рулем автомобиля, стала молниеносной. И помните: лучший способ стать внимательным — это никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно!