Реклама

Наперёд хвалить — делу вредить («ВК» №17)

Случалось ли вам, уважаемый читатель, бросать на полпути дело, которое вы начинали, казалось бы, с большим энтузиазмом, но потом постепенно теряли к нему интерес? Или строили планы, которые так и не реализовывались? А может быть, в вашей жизни распадались отношения, которые вначале казались абсолютно благополучными и стабильными?

И задавались ли вы вопросом, почему это произошло? Конечно, причиной могли быть внешние обстоятельства, но очень часто наши планы, идеи и мечты не сбываются из-за одной очень серьезной ошибки, имя которой — опережающее хвастовство.

В «Большом толковом словаре современного русского языка» Д.  Н. Ушакова написано, что хвастовство — крайне неумеренное, тщеславное, самонадеянное высказывание своих часто мнимых достоинств, качеств; представление себя с излишней похвалой.

Не будем говорить за всех. Есть люди, которые прекрасно знают об этой ошибке и действуют правильно. Не разглашая до поры, до времени своих задумок, но упорно действуя, они доводят начатое до конца и добиваются личных целей. Однако, много и тех, чье неосознаваемое желание поделиться своими идеями и успехами еще до того, как они случились, постепенно сводит на «нет» первоначальные благие намерения.

Согласитесь, у каждого есть какие-то желания: сбросить лишний вес, выучить иностранный язык, научиться играть на гитаре, начать ходить в спортзал, открыть свой бизнес, создать семью, купить машину, сделать ремонт в квартире, провести отпуск у моря, попутешествовать,— да мало ли чего можно желать!

И довольно часто, обозначив для себя какую-то личную цель, мы делимся этой идеей с друзьями, родителями, домочадцами и коллегами по работе. Мы говорим им, что собираемся сделать то-то и то-то, или же хвастаемся тем, что уже начали что-то для это делать. И при этом, как правило, очень гордимся собой: «Кстати, я планирую обновить мебель в квартире», «Мы с друзьями решили летом сплавляться на катамаранах», «Я собираюсь заняться своим бизнесом». Мы чувствуем прилив сил. Воодушевление от ожидаемых перемен вначале окрыляет, но потом почему-то постепенно рассеивается…

Данный феномен еще 15 лет назад стал изучать немецкий профессор психологии Питер Гольвитцер. Он проводил продолжительные эксперименты с целью выяснить, влияют ли публичные заявления людей о своих намерениях на успешность в достижении ими личных целей. В результате была установлена интересная закономерность: когда испытуемые слишком рано оглашали свои намерения, то более, чем в 65  % случаев, они не доводили начатое дело до конца: либо цель переставала быть желанной, либо путь к ней оказывался долгим, тернистым и не приносящим радости. И, наоборот, было замечено, что цели, о которых участники экспериментов до поры до времени никому не рассказывали, достигались чаще.

Почему же люди рассказывают окружающим о своих намерениях? Прежде всего потому, что все мы стремимся к какому-то мысленному идеалу — к образу человека, обладающему определенным набором достоинств, умений и навыков. И у каждого человека этот идеал — свой собственный, например, «отличная хозяюшка» или «прекрасная жена», или «крутой парень», или «классный специалист». И человек, заявляя свое желание двигаться к этому идеалу, чувствует себя так, будто уже стал им. Это увеличивает его самомнение, парадоксально уменьшая желание к долгой кропотливой работе над собой. Человек становится легендой в своем воображении. А «легенды» не делают пыльную и грязную работу…

В результате, похвальба незавершенными делами губит мотивацию. Недаром в старину говорили: «Не хвастай, когда в поле едешь, а хвастай, когда с поля едешь».

Именно поэтому стоит знать, какие действия и поступки могут стать барьером к достижению личных целей.

1. Прежде всего, это желание получить признание и одобрение. С одной стороны, это желание толкает людей на достижение личных целей: устроиться на выгодную работу или открыть свой бизнес, стать большим начальником или просто известным человеком, прославиться, удивить окружающих, получить признание. Хочется, чтобы окружающие хвалили и положительно оценивали и самого человека, из результаты его работы. И любили. И уважали.

Но одно дело, когда мы показываем друзьям или родным готовый результат какого-то дела, и совсем другое дело, когда мы хвалимся недоделанными проектами, «сырыми» идеями. Как правило, в эти моменты мы хотим, чтобы нас похвалили и сказали: «Круто, молодец! С нетерпением ждем продолжения!». Мы хотим подкрепления позитивным отзывом еще ДО завершения дела, в надежде, что это подстегнет нас к дальнейшей работе, но вдруг понимаем, что мотивация довести начатое до конца куда-то испарилась.

Почему? Потому что, к достижению цели нас толкало неосознаваемое желание удивить окружающих и получить их одобрение. И как только мы их удивили и одобрение получили,— все, цель достигнута, и организм дает «отбой»: завершать дело кажется уже неинтересным, ведь этим уже никого не удивишь. Уже все предсказуемо. Какой смысл доводить дело до конца, если ничего нового в этом нет? Это одна из причин потери мотивации человека, который раньше времени «раскрыл свои карты».

И совсем другой отклик и уважение вызывает труд человека, который молча и упорно творит «свой шедевр». Например, вы каждый день общаетесь с приятелем на самые разные темы, а потом оказывается, что все это время он рисовал картину или писал стихотворение. И вот работа закончена, и окружающие удивлены: «Ничего себе! И все это время ты молчал?! Молодец, вот удивил так удивил…»

Итак, первый вывод — сохраняйте непредсказуемость для окружающих, пока не доведете дело до логического конца или какой-то промежуточной точки. Хвастовство «в кредит» остужает пыл.

2. Второй барьер к достижению личных целей — особенности работы мозга. Однажды ученые сделали поразительное открытие: мозг практически не различает физические движения тела от воображаемых. Когда человек представляет, как движутся его руки-ноги, его моторная кора активизируется так, как если бы он и в самом деле двигался!

Тот же эффект наблюдается, когда человек мысленно «прокручивает» в голове мелодию. Несмотря на то, что он находится в полной тишине, на энцефалограмме проявляется активность тех зон мозга, которые ответственны за реальное прослушивание музыки.

Из этого следует второй вывод — мозг не видит разницы, хвалится человек уже завершенным делом или делом, которое еще не завершено.

Допустим, вы поставили цель — создать семью с человеком, который вам нравится. Семьи еще нет, она только в проекте. В реальности — эпизодические встречи и отдельные знаки внимания. Если вы начнете рассказывать всем подряд о своих намерениях, проигрывая в воображении красивые, но пока не существующие картинки свадьбы и семейной жизни, в мозгу активируются зоны, соответствующие получению удовлетворения от как будто бы завершенного дела. Для мозга нет разницы, рассказываете вы о свершившимся факте женитьбы / замужества или всего лишь делитесь планами на будущее. Он воспринимает это так, будто цель уже достигнута. И зачем ему теперь напрягаться и развивать отношения, если он уже получил «удовольствие от того, что хотел»? Это для вас супружество как факт не состоялось, а мозг, при многократном прокручивании и проговаривании желанной цели, насытился и насладился мысленно увиденным. И вроде как ему этого уже не надо… Как результат, охлаждение и отчуждение, претензии, придирки, упреки, ссоры, обиды, разрыв…

Сразу хочу оговориться. Есть большая разница между визуализацией конечной цели и публичным заявлением о своих намерениях. В первом случае вы программируете свое сознание и подсознание на выполнение поставленной задачи и даете четкую картинку того, что хотите, своеобразного «пункта назначения». Но молчите об этом до поры до времени, держа свои желания «на примете, но в секрете».

Во втором, вы делитесь с окружающими как будто уже «свершившимся фактом» — именно так воспринимает наш мозг опережающее хвастовство. И все — для него конечная цель достигнута, удовольствие прочувствовано, и неважно, что это было только в воображении…

Окончание следует.