Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ
События и люди Краснокамска
Секреты счастливых семей
 
 

Реклама

Знакомимся с энкодами («ВК» №27)

Возможно, многие из нас попадали в ситуацию, когда в беседе с человеком, на которого хотелось произвести впечатление, не могли быстро подобрать остроумные слова, а лишь смущенно «мямлили» что-то невразумительное. Или в другой ситуации, столкнувшись с агрессивным собеседником, терялись от напора и обвинений в свой адрес, и от страха и расстройства вместо достойного ответа с трудом выдавливали из себя жалкие оправдания. Или же ловили себя на том, что кое-кто из окружающих злоупотребляет нашей добротой, мягкостью и безотказностью, а мы и слова в ответ сказать не можем, потому что «как-то неудобно…»

Одним словом, в нашем общении нередко бывают ситуации, когда нам не хватает красноречивых слов, убедительных аргументов в споре, остроумных ответов на каверзные вопросы и веселых каламбуров,— всего того, что делало бы нас интересными и приятными собеседниками.

Особенно тяжело бывает найти нужные фразы и правильные интонации в споре или в ссоре, когда захлестывают негативные эмоции, когда против нас в ход пускается «тяжелая артиллерия» в виде обвинений, упреков, претензий, оскорблений, лжи. Конечно потом, когда страсти поутихнут, мы находим и нужные слова, и весомые доводы, которые мы еще долго прокручиваем в мысленном диалоге со своим оппонентом, но время уже бывает упущено, мы чувствуем себя побежденными и подавленными.

И вот тут на помощь нам могут прийти заранее заготовленные фразы-помощницы, придуманные или услышанные у кого-то и записанные «на всякий случай».

В 2011 году в свет вышла интересная книга «Энкоды. Как договориться с кем угодно о чем угодно», написанная журналистом Алексеем Ходорычем и профессором психологии Вадимом Петровским. В этой книге рассказывается о том, как эффективнее общаться, вести переговоры, выходить из непростых ситуаций, используя веселые, неожиданные, многозначительные, ошарашивающие фразы-заготовки, названные энкодами.

Энкоды — это не просто умные мысли, это речевые приемы, обескураживающие собеседника. Очень часто — это старые мысли в новом обрамлении (так называемые, рефрейминги). Например, «Не хочешь страшных ответов, не задавай мне страшные вопросы», «С третьего раза мы все — гении».

Нередко энкодами являются юмористические афоризмы и шутливые приколы: «В жизни за все приходится платить, но дуракам существенные скидки», «Когда приходят женщины, мысли куда то уходят».

Некоторые пословицы и поговорки, крылатые выражения из книг, кинофильмов, мультфильмов (иногда немного переделанные),— тоже своеобразные энкоды: «Тише едешь, дальше будешь от того места, куда едешь», «Гаити, Гаити… Нас и здесь хорошо кормят!» (из мультфильма про попугая Кешу), «И в тот же миг прекрасное создание, включив форсаж, умчалось на свиданье» (из кинофильма «В бой идут одни старики»).

Краткие анекдоты и вопросы с подтекстом тоже можно считать энкодами, ведь в них бывает закодировано несколько смыслов.

Задача энкодов — разнообразить и украсить общение, снять напряжение в разговоре, но главное, настроиться самому и настроить собеседника на волну дружелюбия, иногда путем резкого переключения мысли на «другую волну». Особенно это важно в конфликтной или проблемной ситуации, когда нужно защитить свое достоинство или сбить с агрессора спесь, или поставить на место хитрюгу‑манипулятора, или пресечь развитие истерики. Вот несколько примеров:

• В ответ на оскорбление: «Хороший человек во всем видит хорошие знаки!»

• Если собеседник мучает вас проблемой, которую не собирается решать: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

• В ответ на истерику: «Надеюсь, ты знаешь, что делаешь?» или «Ты ведешь себя так, как будто у тебя есть власть надо мной».

• Если вам дают пустые обещания: «Зачем откладывать на завтра то, что можно отложить на послезавтра?» или «Даже мёртвая рыба может плыть по течению».

С помощью энкодов можно воздействовать на собеседника:

• остановить манипулятора: «По‑моему, ты мне мозги пудришь!»;

• блокировать агрессию: «Спасибо за правду»;

• раскрыть истинные намерения собеседника: «Если тебе есть, что сказать, поднимись, чтобы тебя увидели»;

• настроить собеседника на волну дружелюбия: «Я давно не говорил слово „супер“. Ты — супер!»;

• сохранить чувство собственного достоинства, когда не хватает аргументов или уверенности, чтобы отстоять свою точку зрения: «Тот, кто молчит, знает в два раза больше, чем болтун».

При необоснованном хамстве прежде, чем «лезть в драку», стоит попробовать такую цепочку энкодов: «Обоснуй. Попробуй найти ко мне подход. В этом мы с тобой похожи» или «Поаккуратней с этим, приятель».

Если над вами прикалываются, подшучивают, отзываются о вас с издевкой,— скажите: «Отличная шутка! Я куплю ее за доллар!» или «Это лучший подвох года!»

Если с вами разговаривают высокомерно, пренебрегают вашим мнением, можно сказать: «В словаре Даля написано: „Легко плевать сверху, а ты попробуй-ка снизу!“

Часто энкоды употребляются в юмористическом контексте, чтобы показать абсурдность и бессмысленность претензий и упреков. Они нередко шокируют, воспринимаются как смысловой абсурд, что-то непривычное и не всегда логичное. Но именно в этом их достоинство.

Именно поэтому с энкодами нужно познакомиться и стараться их освоить. Они помогают сгладить конфликт и переориентировать человека на сотрудничество. С помощью энкодов можно уйти от спора, избежать ответа на бестактный или провокационный вопрос, рассмешить собеседника, запутать, расположить к себе или, наоборот, установить дистанцию. Энкоды заставляют человека задуматься, так ли безупречно то, что он говорит, думает, собирается сделать.

И еще одно достоинство энкодов — они способны превратить общение в увлекательную игру. С их помощью можно легко познакомиться с интересным для вас человеком и расположить его к себе, вызвать доверие, рассмешить, утешить, если он чем-то расстроен, смягчить обиду.

Как научиться использовать энкоды? Вот несколько способов.

Во-первых, прислушиваться к тому, как общаются окружающие, запоминать, и обязательно записывать понравившиеся афоризмы или прикольные словечки.

Во-вторых, записывать собственные удачные мысли и придуманные (иногда постфактум!) аргументы в споре. Именно записывать,— неважно в отдельный блокнот или на отдельные листочки,— главное, чтобы была возможность перечитывать их и запоминать, чтобы они «не выскочили» из головы в состоянии растерянности или расстройства, а наоборот, «пришли на язычок» в нужный момент.

В-третьих, прочитывая книги, газеты, журналы, опять-таки выписывать понравившиеся мысли авторов и составить свой «цитатник» на разные случае жизни. Для этого же можно воспользоваться интернет-ресурсами и почаще заходить на сайты шутливых цитат и афоризмов.

И, конечно же, познакомиться с книгой, о которой мы упоминали в начале статьи — «Энкоды. Как договориться с кем угодно о чем угодно», авторы которой предусмотрительно составили таблицу «1001 энкод на все случаи жизни», которая облегчает как знакомство с энкодами, так и повседневное использование этих чудо-фраз. И пусть освоение этого интересного явления в нашей культуре и в нашем языке — энкодов — будет познавательным, полезным и радостным. Ведь не только другим, но иногда самому себе сказанное веселое и / или мудрое слово способно уменьшить боль и поднять настроение.

Психолог Дина Нагимова