Свежий номер! 

  

ГОРОД БРОДЯЧИХ СОБАК  
Отлов бесхозяйных животных прекращен
Программа Ш межмуниципального музыкально-поэтического фестиваля "Кама-мама" 
Электронные сервисы Федеральной налоговой службы (окончание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Развиваем уверенное поведение («ВК» №39)

Существует расхожее мнение, что первое условие успеха в жизни — уверенность в себе. Успешным хотят быть, пожалуй, все люди, а вот уверенность присуща далеко не каждому человеку.

Нам свойственно сомневаться, делая выбор, смущаться в непривычной ситуации, стесняться незнакомых людей, бояться предстоящих трудностей. И это видно по нашим словам, поступкам, жестам. Подобное поведение абсолютно нормально, когда мы находимся в незнакомом месте, когда перед нами новая задача, когда происходят какие-то внезапные события.

Но если неуверенность проявляется постоянно, если она становится причиной беспокойства, тревоги, слабости, депрессии, если причиняет урон всей жизни,— можно говорить о том, что неуверенное поведение превращается в проблему.

Отсутствие уверенности лишает человека внутренней силы, ослабляет его жизненные позиции. Что же влияет на уверенность человека в себе? Почему одни люди уверены в себе, а другие нет? Назовем несколько причин, из-за которых человеку не хватает уверенности в себе:

1. В детстве под влиянием родителей и ближайшего окружения нарабатывается поведенческий репертуар ребенка. При благоприятном влиянии малыш растет уверенным в себе и своих силах, а в случае негативного развития у него возможно формирование либо выученной беспомощности, либо сниженного чувства самоэффективности.

Основная причина этого: отсутствие самостоятельности в детстве, готовность родителей все делать вместо малыша. Конечно, они все делают быстрее и ловчее. И постепенно ребенок понимает: не стоит напрягаться, чтобы лишний раз услышать, что он делает все медленно, неуклюже и вообще «не так, как надо».

Еще одна причина — сравнение не в пользу ребенка, например, если родители постоянно замечают только его промахи и совсем не обращают внимание на достижения. Такой человек, вырастая, может и во взрослой жизни постоянно сравнивать себя с другими и очень переживать из-за своих реальных или мнимых неудач.

2. Наше ближайшее окружение влияет на нас в очень сильной степени. Поэтому если человека окружают неуверенные в себе люди, склонные чувствовать себя жертвами обстоятельств, или занимающие пассивную позицию в жизни,— то и человек вольно или невольно приобщается к такому типу поведения, и его уверенность будет стремительно снижаться.

3. Очень сильно влияет на нашу уверенность в себе то, насколько эффективно мы живем — самоэффективность. Если мы регулярно ставим цели и достигаем их, причем фиксируем свои успехи,— то уверенность в себе будет расти.

На формирование самоэффективности в детстве влияют следующие факторы:

• Непосредственный личный опыт.

• Косвенный опыт, который складывается из наблюдения ребенка за другими людьми, чем-то похожими на него, или за их поведением в ситуациях, схожих с его собственными.

• Мнение общества. У окружающих людей есть два механизма регуляции поведения ребенка — это одобрение (похвала) и осуждение (критика). Степень их влияния на эффективность его поведения зависит от того, насколько мнение взрослых авторитетно в глазах ребенка и вызывает его доверие.

• Физическое и эмоциональное состояние ребенка. Эмоциональное напряжение может помочь успешно сделать что-либо простое, но, как правило, мешает выполнению сложных задач. Именно поэтому, чем сильнее эмоциональное подавление ребенка и хуже состояние его здоровья, тем ниже его успеваемость.

4. Если человек не умеет отдыхать, сбрасывать с себя эмоциональный груз, оставлять все неудачи и неприятности за порогом своей квартиры,— его уверенность быстро покачнется, поскольку уставший и переутомленный человек является очень уязвимым. Отсюда и неуверенность в поведении.

5. Еще одна причина — переживания травмирующих событий в собственной жизни и отсутствие возможности что-то изменить. Пережитые потрясения, горечь, боль и обида долго не забываются, особенно у ранимых и чувствительных детей.

Кроме выше названных причин на поведение человека оказывают неблагоприятное влияние следующие факторы (их называют «врагами уверенности»):

1. Социальные страхи: страх критики, страх оказаться в центре внимания, страх стать посмешищем, страх не суметь сказать «нет», страх плохого будущего и т.  п.

2. Заниженная самооценка и убеждения «Я никому не могу быть интересен», «Я никому не нужен (не нужна)».

3. Нерациональные убеждения, заранее программирующие разочарование: «Счастье — это не про меня», «От любви одни страдания».

4. Глобальные выводы из единичных фактов, например, после неудачных отношений: «Настоящей любви не бывает и всем девушкам от меня нужны только деньги. Сам я им не интересен».

5. Излишнее стремление «соблюдать приличия» и постоянные тревожные сомнения: «А что обо мне подумают люди?», «А как он (а) воспримет мои слова?»

6. Отсутствие навыков выражения чувств и желаний. Это фактически равнодушие к себе и игнорирование своих потребностей.

7. Смятение и замешательство, возникающие по малейшему поводу: «Я не знаю, что делать. Все безнадежно!», «Вряд ли что-то можно исправить».

8. Неспособность чувствовать границы в общении. Это проявляется в том, что человеку трудно попросить о чем-то, заявить о своих требованиях, высказать просьбы и надежды.

9. Склонность к зависимости от окружающих людей, их мнений и решений.

10. Пассивность, избегание ответственности, которые проявляются в попытках «спрятаться за чужой спиной», за чужим мнением и авторитетом.

Как же стать увереннее в себе, или хотя бы научиться демонстрировать это качество, ведь оно ассоциируется с внутренней силой и удачливостью? Как сформировать в себе навыки уверенного поведения, если они не были заложены в детстве?

Разговор об этом мы продолжим в следующем выпуске газеты.

Продолжение следует…

Психолог Дина Нагимова