Объявления

Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

ЧУЖАЯ КОНЦЕССИЯ
ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ обретает одного управляющего

ФЛАЙЛЕДИ: 15 минут — и чистота и красота!
 
 

 

Реклама

Объединение: какие варианты? («ВК» №47)

И КОНЬ НЕ ВАЛЯЛСЯ

Как Краснокамский район готовится к новой муниципальной реформе

В политических телеграмм-каналах и социальных сетях вновь начала муссироваться тема преобразования Краснокамского района в городской округ. Вероятно, таким образом некие доброжелатели напоминают новоиспечённому главе Краснокамского района Виктору Соколову, что администрация губернатора делегировала его на должность руководителя муниципалитета не за выдающиеся хозяйственные заслуги и не для того, чтобы он досидел там до пенсии. Его направили в эту проблемную территорию, чтобы он отработал политический проект — преобразовал район в городской округ. Причём ещё на заседании конкурсной комиссии по отбору главы ему ставились очень жёсткие сроки — завершить такую работу в марте будущего года. И если понадобится изменение границ в рамках нового муниципалитета, то провести референдум в президентские выборы. Но все эти планы под очень большим вопросом, потому что соответствующей организационной работой никто не занимается.

СТЕНКА НА СТЕНКУ

Если обратиться к не столь давней истории, то до 2005 года Краснокамск носил административный статус города с пригородом и им управляла одна администрация. И неплохо, надо сказать, справлялась: дороги строились, социальные объекты ремонтировались, конфликтов в органах власти практически не было. Но, в соответствии со 131 ‑м федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления», произошла большая реформа. Крупные муниципалитеты, в которых не было пригородов и сельских территорий, стали городскими округами. Во всех остальных произошло разделение одного уровня власти сразу на два — районный и поселенческий. Причём хотя закон и определили круг полномочий и обязанностей муниципалитетов разного уровня, но они всё равно дублировались и запутывали как сами органы власти, так и местное население. И именно несовершенство базового закона стало главной причиной того, почему отдельные муниципальные районы, имеющие в своих границах минимум сельского населения, стремились и стремятся к преобразованию в городские округа.

В Краснокамске, который по странной иронии судьбы в одночасье вдруг стал муниципальным районом, планы по объединению родились не сразу. Этому предшествовало множество событий, связанных с созданием городских и сельских поселений. Ведь тогда на местную политическую площадку зашло много новых игроков, избранных в главы и депутаты представительных органов поселений. Это привело к конфликтам между районной администрацией и администрацией самого крупного поселения — Краснокамского городского. И жители района хорошо помнят, как воевали друг с другом глава района Дмитрий Маркелов и глава города Юрий Чечёткин, глава района Юрий Крестьянников и всё тот же Юрий Чечёткин. Поскольку не получалось ни конструктивного сотрудничества, ни мирного сосуществования, то в недрах администрации губернатора родилось предложение о местной муниципальной реформе, связанной с ликвидацией двоевластья в Краснокамске. Ибо когда в муниципалитете одна власть, то воевать не с кем. Только работать.

Эту задачу ещё осенью 2012 года поставили перед Юрием Крестьянниковым, когда он только собирался баллотироваться на должность главы Краснокамского района. После того, как он выбрался, в администрации губернатора была даже разработана дорожная карта по этому процессу. И в 2013 году районные власти вышли с инициативой объединения администраций Краснокамского района и Краснокамского городского поселения по, так называемому, «ленинградскому» варианту — путем передачи полномочий мэрии на уровень района. Соответствующее решение было принято на Земском Собрании Краснокамского района, но не было поддержано Думой Краснокамского городского поселения. Думцы, которые в большинстве своём поддерживали прежнего градоначальника Юрия Чечёткина, выступили категорически против. Фактически заблокировали сам процесс.

Надо сказать, что для сторонников Юрия Чечёткина был принципиален не столько вопрос объединения, сколько персоналия руководителя нового муниципалитета. Именно поэтому, а не по каким-то содержательным причинам, их не устраивала простая передача полномочий в район. Они были, конечно же, за реформу. Но только на своих условиях — выделение Краснокамского городского поселения из состава муниципального района, наделение его статусом городского округа и присоединение к нему остальных поселений, находящихся в границах района. При этом главой нового городского округа является Юрий Чечёткин. Эти и другие варианты озвучивались на публичных слушаниях, организованных в то время районными властями. Была даже создана рабочая группа, которая, впрочем, очень быстро распалась.

ЗАДАЧА СТАНОВИТСЯ ПРОЩЕ

Разумеется, процесс объединения администраций района и города — это не только политика и желание отставкой всего одного муниципального руководителя снять все конфликты в территории. Ведь, как бы ни звучало банально, объединение администраций сокращает количество чиновников, экономит средства, упраздняет дублирующие функции и повышает ответственность власти. И проблема двоевластия актуальна не только в Краснокамском районе. Её решили в Губахе и Лысьве, которые уже стали городскими округами. А на очереди —

Краснокамский, Чусовской и Чайковский районы. И именно поэтому политический актив в этих муниципалитетах присматривается друг к другу, оценивает варианты, плюсы и минусы будущих реформ.

Да, после отставки Юрия Чечёткина и завершения информационных войн, краснокамцы к муниципальной реформе охладели. При этом сама реформа если и будет, то уже другой. Ибо нет в законе никакого «ленинградского варианта». А для преобразования района в округ требуется только согласие всех представительных органов поселений, входящих в район. И референдум нужно проводить только в том случае, если при преобразовании района в округ вдруг потребуется изменение границ. Если реформа в границах муниципального района, то никакой референдум не нужен. Что, к слову, существенно облегчает задачу. Ибо работа с населением, обеспечение явки на уровне 50 процентов плюс один голос и такое же количество проголосовавших «за» — это сегодня из области фантастики.

Опасения вполне справедливы. Если городское население в целом «за» объединение, то селяне настроены не так радужно. К примеру, педагоги Майской средней школы волнуются, что потеряют «сельские» — 25-процентную надбавку к зарплате. Их волнение понятно: некоторые из-за повышенной зарплаты специально ездят на работу из города в поселок. Эти же тревоги разделяют и другие жители сельских поселений. Они заранее понимают тот ворох проблем, с которым придется столкнуться. Ведь даже дрова для дома выписать по льготам будет непросто, если администрации поселения нет.

ПОЛИТКОРРЕКТНЫЙ ОПТИМИЗМ

Депутаты оценивают грядущее объединение более оптимистично.

—  На сегодняшний день вопросов больше, чем ответов,— говорит депутат Краснокамской городской Думы Александр Фаррахов.— Остается пока непонятной сама процедура объединения, алгоритм действий. Хочется его пройти с минимальными потерями. Но объединятся необходимо.

Его мнение поддерживает депутат Земского Собрания Краснокамского района Светлана Иванова:

—  Наиболее остро стоял этот вопрос в 2015 году, сейчас мы вернулись к теме, но уже с новым отношением к ней: все едины во мнении — объединение необходимо. Основной полюс этого шага — экономия средств на содержание аппарата администрации. Чтобы выбрать оптимальный вариант объединения, оценить все «за» и «против» необходимо создать рабочую группу. Пока же эта ситуация находится на уровне обсуждения.

—  К плюсам объединения можно отнести — функцию единого окна чиновников, когда одна администрация будет решать все вопросы. Прекратиться дублирование функций, когда за одни и те же полномочия отвечает и районная, и городская администрации,— говорит депутат Земского Собрания Краснокамского района Ольга Колоколова.— Несомненные минусы — это отсутствие в шаговой доступности местной власти и дискриминация сельских жителей. Район большой. Очень разные территории в него входят. Большая часть территории — сельские поселения. Хотя большая часть населения проживает в городе. Жаль будет сельчан, которые за каждой справкой будут вынуждены ездить в город, с которым подчас нет прямого транспортного сообщения.

—  Процесс объединения необходим,— считает Галина Коротких, депутат городской Думы.— Я представляю город, и мы обсуждали эту тему с избирателями. Все единодушны —

за объединение. К положительным моментам можно отнести объединение администраций. Если сейчас их пять: Краснокамская и Оверятские городские, Майская и Стряпунинская сельские и районная администрации, то понятно, что содержать всего одну будет намного выгоднее. Уверена, что единоначалие, как принцип управления, более эффективен, чем разрозненная армия чиновников разного уровня. Считаю, что в случае объединения бюджетные средства будут тратиться более конкретно и целенаправленно.

ПРИСТУПИТЬ К ЛИКВИДАЦИИ

Поразительное единодушие депутатского корпуса не удивляет. Как и то, что сегодня в краснокамской политике нет ни одного человека, который бы высказался против объединения. Все ЗА обеими руками и ногами. Что, в общем-то, объяснимо. Политики знают тренд и хорошо помнят про те задачи, которые ставились представителями губернатора в конкурсной комиссии по отбору главы Краснокамского района перед основным кандидатом — Виктором Соколовым. Работа «под задачу» — это главное условие утверждения его на должность руководителя муниципалитета. Тем более, что он не хозяйственник, а действующий политтехнолог, руководитель политических проектов. По образованию — не муниципальный управленец, не строитель и не коммунальщик, а врач.

Заметим, что в прошлом году Виктор Валентинович, ещё не будучи главой Краснокамского района и даже не претендуя на эту должность, поскольку она была занята, так комментировал ситуацию с реформой в Краснокамске: «Нужна не просто передача полномочий, а ликвидация одного из органов управления в территории, именно тогда уходит весь предмет борьбы. Было бы целесообразно на федеральном уровне определить численность населения муниципалитета, при котором он может иметь собственную администрацию. А передача полномочий, пользуясь медицинской терминологией, носит чисто паллиативный характер и не решает проблему в принципе».

С момента опубликования того комментария прошло полтора года. Паллиативные меры — временно облегчающие, но не излечивающие болезнь — для Краснокамского района уже не актуальны. Настало время хирургического вмешательства. Виктору Соколову для этого выданы все мандаты и полномочия. Определены сроки. Однако никакой видимой работы по объединению пока не ведётся. Ни один депутат не видел ни дорожной карты по преобразованию района в округ, ни аналитических выкладок с плюсами и минусами реформы. Скажем больше: объединение в ближайшее время невозможно в принципе, потому что с представительными органами поселений на эти темы никто не общается. Ведь для того, чтобы объединиться, представительные органы поселений должны не только дать «добро» на объединение, но и самораспуститься.

В этих организационных и регламентных проблемах ещё конь не валялся. К примеру, новый созыв депутатов Совета депутатов Стряпунинского сельского поселения избран в сентябре. Новый созыв депутатов Совета депутатов Майского сельского поселения будет избран в декабре. Про будущее объединение и их роль в этом процессе они не знают. И вряд ли будут в восторге от идеи, что им предстоит ликвидировать свои поселения и самоликвидироваться самим. Ведь не это они совсем недавно обещали своим избирателям.

Евгений ПЛОТНИКОВ,, Анастасия ФАДЕЕВА
«ЗВЕЗДА» № 128 (32738) ОТ 16 НОЯБРЯ 2017



Губернатор поставил задачу главе района и председателю Земского Собрания

Сразу же после выхода статьи в краевой газете «Звезда» тема процесса объединения в Краснокамском районе получила ускорение. Губернатор Пермского края вызвал для постановки задачи главу района Виктора Соколова и председателя Земского Собрания Григория Новикова. По данным «Коммерсант-Прикамье», аналогичные процессы до конца года стартуют в Чусовском районе и уже начались в Гремячинске.

Ориентировочно объединение территорий должно состояться в 2018 году. Как рассказал источник «Коммерсант-Прикамье», близкий к властям Краснокамска, сейчас изучаются два варианта объединения. Первый соответствует федеральному законодательству: сначала выделяется округ, затем к нему присоединяются территории. Второму варианту регионы следуют чаще: объединение идет в один этап — преобразование в рамках района, через присоединение города к районному муниципалитету. Оба варианта принимаются с помощью представительных органов власти района и города.

Мэр Краснокамска Юлия Потапова считает второй вариант более приемлемым для Краснокамского района. «Если Краснокамское городское поселение преобразуется в городской округ, то поселениям, оставшимся в составе района, будет на порядок сложнее исполнять свои полномочия до момента присоединения к городскому округу. Думаю, что меньше различного рода рисков будет при изначальном объединении муниципальных образований района с последующим преобразованием в городской округ»,— считает глава города. В то же время она утверждает, что «необходимо детально проработать все варианты и максимально учесть интересы поселений Краснокамского района». По словам госпожи Потаповой, сейчас городские власти изучают опыт объединения других территорий Пермского края, в частности, на этой неделе состоялась видеоконференция с Лысьвенским городским округом.

Депутат Краснокамской Думы Константин Самойлов утверждает, что объединение территорий оправдано: «Это было пожелание избирателей, которые хотят иметь единую администрацию. Позиция губернатора совпадает с позицией жителей. Что еще нужно?».

По данным газеты «Звезда» глава региона призвал муниципальных руководителей ускорить работу по реализации муниципальной реформы в Краснокамском районе. Так, по разработанной дорожной карте преобразование района в округ должно пройти в следующем году и завершиться уже в сентябре выборами в представительный орган нового муниципального образования. Куратором этой реформы от краевых органов власти назначен Роман Кокшаров, первый заместитель председателя правительства, министр территориального развития Пермского края.

По информации краевых СМИ