Свежий номер! 

 

УШЁЛ НА ФРОНТ С ЗАВОДА

Памяти Героя Советского Союза В.Д.Анисимова

Пять тысяч за активность

В Краснокамске работает "Команда ДоброТы"

 

Реклама

Критика: как осуждение обернуть себе во благо («ВК» №08)

Окончание. Начало в №  7

Правильно принимать критику, значит, слышать в ней полезные советы, следуя которым можно изменить себя и улучшить свою работу. Единственная сложность — научиться воспринимать критические замечания без переживаний и чувства неловкости. Для тренировки этого полезного навыка воспользуйтесь следующими рекомендациями.

1. Будьте готовы. Хорошо, если вы хотя бы приблизительно представляете, за что вас могут критиковать. Иногда полезно самому спросить мнение собеседника по поводу работы или поведения в целом, например, «Как вы оцените вот это … и это …? Может, что-то нужно изменить?» Воспринимайте ответы как обратную связь и перечень рекомендаций.

Кроме того, старайтесь не обижаться, если окружающие указывают вам на ваши реальные недостатки, которые вы и сами за собой знаете. Вы ведь понимаете, что мы все неидеальны. Нет ни одного человека, который был бы лишен недостатков. Попросите коллег или начальника аргументировать критику, поинтересуйтесь, как вы могли бы эффективнее выполнять функционал, исправить ошибки. Так вы продемонстрируете заинтересованность в качественном выполнении работы, возможно, почерпнете идеи для ее улучшения.

2. Не преувеличивайте. Важно понимать, что если нам указывают, на какие-то ошибки в работе или на негативные качества характера, то критикуют не личность в целом, а только отдельное свойство. А мы, когда нас критикуют и говорят конкретные вещи, очень часто слышим обобщающие обвинения. Человеку свойственно преувеличивать масштабы неприятностей. Очень важно отделять критику действий от критики личности. Если вам говорят: «пирог невкусный»,— это значит, что критикуют конкретный пирог, который на этот раз не удался, а не ваши кулинарные способности и, тем более, не вас.

3. Слушайте внимательно. Спокойно повторите то, что говорит ваш критик, для того, чтобы, во-первых, показать, что вы внимательно слушаете; а во-вторых, проверить, правильно ли вы поняли сказанное.

Если это рабочий разговор, держите под рукой ручку и бумагу, задавайте уточняющие вопросы и записывайте замечания коллег и руководства. В процессе такого двустороннего диалога уходит нервозность, разговор приобретает деловитость конкретность.

То же касается и личных отношений. Конкретные вопросы «Как я могу тебе сейчас помочь?», «Может быть, есть что-то еще, что тебя расстраивает?» помогают понять ожидания другого человека, и вместо недовольства друг другом строить общение, где ответственность разделяется на двоих на основании общих договоренностей.

4. Отделяйте эмоциональное от рационального. Когда вас критикуют, постарайтесь отделить эмоции от ценных советов и рекомендаций. Главный навык для человека, выслушивающего критику,— найти в замечании рациональное зерно и сконцентрироваться именно на нем, а не на эмоциях. Это совсем не значит, что нужно игнорировать тон разговора и настроение собеседника, но важнее всего установить, что в его послании — по делу, а что — проявление его самочувствия.

5. Не бойтесь задавать вопросы. Довольно часто критические замечания ничего не объясняют и звучат эмоционально, хлестко и неконкретно: «Ты сделал совершенно не так, как я говорил. Ерунда какая-то!» Такая критика не дает возможностей для исправления ошибок. Проясните, что именно вам хотят сказать. Задавайте уточняющие вопросы. В идеале критика должна стать инструкцией — с готовыми рекомендациями, которые можно начинать воплощать прямо сейчас, и которые нужны, чтобы улучшить рабочий результат, личные отношения и эмоциональный климат.

6. Все, что справедливо, надо признать! Это главное, что следует сделать человеку, желающему развить в себе правильное отношение к критики, ведь именно исправление ошибок является целью любой конструктивной критики. Выслушайте не перебивая, после предложите свои варианты исправления ситуации или попросите совета, ну или просто скажите, что услышали и не оставите это без внимания.

7. Поделитесь своими чувствами и соображениями. На конструктивную критику реагируйте честно, признайте ее позитивные аспекты и впечатление, которое она произвела.

8. Золотое правило реакции на критику — не отвечать моментально. Не стесняйтесь брать паузу в разговоре, не отвечайте на письма первое, что приходит в голову, не парируйте на сильных эмоциях или в плохом настроении.

9. Учитесь видеть ситуацию со стороны. Чтобы воспринимать разносы без лишних эмоций, надо научиться видеть ситуацию отстраненно. Прежде всего, нужно глубоко вдохнуть и задать себе вопрос: «А как я сейчас выгляжу?» Это позволит абстрагироваться от накатывающих эмоций. Сохраняйте спокойствие, проверьте, не напряжено ли тело, проконтролируйте дыхание.

Попробуйте освоить упражнение, которое поможет относиться к критике более спокойно и адекватно. Мысленно представьте себя в цирке или в кинотеатре. Все, что сейчас происходит, это арена (сцена), а вы сидите на зрительском месте. Вы — зритель, наблюдатель. Вы видите ситуацию, и себя в том числе, как будто бы со стороны, сверху или сбоку. Таким образом вы создаете «дистанцию» между собой и всем происходящим и можете совершенно разумно воспринимать слова.

10. Отскакивает как от стенки! А бывает так, что критика оказывается явно несправедливой и обидной. В такой ситуации можно заявить обидчику, что все, что он хотел донести до вас, вы услышали и усвоили. Так проще всего прекратить разговор и оградить себя от очередного шквала упреков.

Если ваше спокойное согласие не помогает, и обвинения не прекращаются, вообразите, что обидные слова отскакивают от вас, как мячики от стенки. Еще один психологический прием защиты: нужно представить, будто вокруг вас появилась невидимая стена-фильтр, ограждающая от внешней агрессии. Пусть обидчик говорит, что хочет,— все его негативные эмоции подобно слизи, пыли, пеплу или грязи оседают на стенках фильтра и вас абсолютно не касаются и не волнуют. А крупицы ценной информации проходят через отверстия и достигают вашего слуха, и чтобы их не упустить, вы их записываете на бумагу.

11. Проявляйте эмпатию к тому, кто вас критикует. Как ни парадоксально, но иногда справиться с агрессивной критикой помогает сочувствие.

Согласись, есть люди, которые критикуют других, когда они не в духе, и им надо сбросить эмоциональный негатив. Прокричавшись, они чувствуют себя лучше. Но если человек не в духе, значит, у него есть на то причины. Конечно, вы здесь абсолютно ни при чем, и вам обидно, что вы несправедливо «попали под раздачу», но подумайте, что обидчику сейчас гораздо тяжелее, чем вам, посочувствуйте и отпустите с миром.

12. Воспринимайте критику с юмором. Очень важно научиться по-доброму шутить над собой и над ситуацией. В этом помогает чтение анекдотов. Самоирония не позволит вам и вашему оппоненту долго сердиться, а веселый настрой поможет смотреть на вещи проще. Только не переусердствуйте и будьте тактичны, ибо неудачная шутка может обидеть собеседника и вызвать новый поток замечаний.

Вообще же, хорошая, правильная критика даже нужна, так как она обучает и подталкивает к верным действиям. И уж тем более не обойтись без нее, если у человека есть цель, и он к чему-то стремится. «Успех без критики невозможен»,— говорил Уинстон Черчилль, и, согласитесь, мнению этого успешного человека можно доверять. Главное — оставаться спокойным, не принимать сказанное близко к сердцу, не приходить в отчаянье, а решить, есть ли в услышанных словах рациональное зерно и определиться, как следует себя вести.

Умение обернуть осуждение себе во благо — очень полезный навык, который каждому человеку позволяет быть еще более эффективными как в работе, так и в личной жизни.

Психолог Дина Нагимова