Свежий номер! 

  

НАШ ЗЕМЛЯК В КХЛ
Хоккеист Евгений Митякин провел мастер-класс в СК "Ледовый"

Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...
Как в старые добрые времена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Как помочь детям подготовиться к экзаменам. Памятка для родителей. («ВК» №20)

Конец весны и начало лета — ответственный период для всех, кто учится. Наступает пора экзаменов. Каждому человеку на протяжении своей жизни приходится сдавать экзамены, но вряд ли найдется человек, который искренне сможет повторить слова одного из героев фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»: «Экзамен для меня — всегда праздник!».

Успешно сдать экзамены мешают две проблемы: первая — это отсутствие знаний, а вторая — неумение эти знания показать. Конечно, хорошее понимание учебного материала необходимо для успеха, но не менее важно преодолеть беспокойство и тревогу в ситуации экзаменационного стресса. Чем младше ребенок, тем больше при подготовке к экзаменам ему требуется помощь взрослых,— родителей и педагогов,— некоторые из которых, к сожалению, совершают ошибку: вместо того, чтобы помочь ученикам справиться с излишним волнением, они нагнетают страхи в расчете на то, что это мобилизует у детей ответственность.

Задача родителей — начиная со школьного возраста, научить своих сыновей / дочерей так организовать подготовку к экзаменам, чтобы успешно их сдавать, не теряя при этом здоровье и не расшатывая нервную систему. Как это можно сделать?

Прежде всего, оказывая психологическую поддержку ребенку:

1. Подчеркивая важность этого события в жизни своего ребенка, старайтесь не нагнетать слишком сильное напряжение, но и не проявляйте безразличие.

2. Сосредотачивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки. Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.

3. Сохраняйте теплые и доверительные отношения с ребенком в этот непростой период. Пусть он видит вашу заботу и внимание, но не чрезмерную опеку и контроль.

4. Проанализируйте свои чувства, связанные с экзаменами: если вы испытываете страх, боитесь, что ребенок не сдаст их,—

эту тревогу может чувствовать и он,— и это уменьшит его уверенность в своих силах. Напротив, ваша убежденность в его способностях и удачливости будет ему помогать.

5. Для уменьшения тревоги вам необходимо получить всю необходимую информацию об экзаменах в своем образовательном учреждении, поговорив с преподавателями и представителями администрации. Сделайте это сами, не полагаясь исключительно на то, что ребенок вам все расскажет.

6. Если перед экзаменом ваш школьник постоянно твердит о провале, посоветуйте ему не зацикливаться на плохом. Лучше попросите ребенка визуализировать картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще воображает себе желаемый успех во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на место, получает тестовые задания; и тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы представляются четко.

7. Если волнение все же не покидает ребенка, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача —

как можно сильнее напугать себя и друг друга. Мысленно накрутите всякие «ужасы», вплоть до «конца света» и осознайте их абсурдность. Дайте понять ребенку, что бояться на самом деле нечего: никакой катастрофы в случае неудачи не произойдет.

8. Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов как своих врагов, он сам накручивает свои страхи. Объясните своему пессимисту, что все преподаватели тоже когда-то сдавали экзамены и помнят свои дискомфортные ощущения. И еще скажите, что задача учителей — не завалить детей, а помочь им показать качественные результаты.

9. Расскажите ребенку, как вы сами учили материал к экзаменам: какими интересными приемами усвоения знаний пользовались. Неплохо порасспрашивать об этом и знакомых, и учителей, и родственников. Возможно, вам удастся создать для ребенка своеобразную копилку приемов усвоения знаний.

10. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка.

Следует особо обратить внимание на режим дня и самочувствие ребенка. А для этого:

1. Задолго до экзаменов обсудите с подростком, что именно ему сдавать, какие дисциплины ему кажутся наиболее сложными и почему. Эта информация поможет совместно создать план подготовки. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы интеллектуального подъема, хорошо знакомые — в часы спада.

2. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Предложите ребенку поставить на стол предметы в желтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают мыслительную активность. Некоторым детям для эффективной умственной работы нужен музыкальный фон.

3. Занятия должны чередоваться с периодами отдыха. Объясните ребенку, что отдыхать, не дожидаясь усталости,— лучшее средство от переутомления.

4. Наблюдайте за самочувствием вашего ученика; никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния, связанное с переутомлением.

5. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.

При организации подготовки к экзамену обратите внимание на следующие моменты:

1. Помогите ученику спланировать порядок подготовки и распределить темы по дням. Во время выполнения тестового задания приучайте ребенка ориентироваться во времени. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

2. Приобретите пособия с тестовыми заданиями и устраивайте дома репетицию экзаменов. Объясните подростку, что эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

3. Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет. Во-вторых, научите составлять шпаргалки. В-третьих, помогите ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего.

4. Накануне экзамена обеспечьте полноценный отдых. Вечером можно принять теплую ванну с расслабляющими компонентами. Ребенок должен как следует выспаться. Объясните ему, что последние 12 часов должны уйти на накопление сил и подготовку организма к испытаниям, а не на пополнение знаний.

5. Перед сном поговорите с ребенком, обсудите его сомнения и страхи по поводу предстоящей сдачи, постарайтесь снять излишнее волнение, скажите, что у него все получится, и что ваша любовь к нему не зависит от результата.

6. Утром, в день экзамена, проснуться помогут запах апельсинов, ритмичная музыка, душ, легкая зарядка, вкусный завтрак.

7. Еще раз подбодрите ребенка, пожелайте удачи, благословите, пусть уйдет из дома в хорошем настроении.

Очень важно!

1. Всегда существует некоторый процент детей, не справившихся с экзаменами. При неудаче поддержите ребенка и помогите ему справиться с этой бедой. Что случилось,— то случилось; сейчас нужно помочь ребенку как можно быстрее восстановить эмоциональную стабильность и исправить ситуацию.

2. На случай экзаменационного провала семья должна иметь запасной вариант действий, который заранее обсуждается с ребенком.

3. Ребенок должен знать, что неудача на экзамене не является жизненной катастрофой, потрясением, с которым он не сможет справиться. Выход есть всегда — это главное, что он должен знать и помнить. Объясните, что целая жизнь гораздо больше, чем один несданный экзамен. Приведите примеры из своей жизни или жизни знакомых, которые терпели подобные неудачи, а потом все равно добивались успеха.

4. Разрешите ребенку пригласить друзей, которые могут его поддержать, пусть он не остается наедине со своими тяжелыми чувствами и мыслями.

Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни, но при всех трудностях и переживаниях, с большей частью из них мы успешно справляемся. И если ваш ребенок с радостью и душевным облегчением говорит: «Сдал!», поздравьте его — за достигнутый результат и себя — за условия, которые вы для него создали.

Психолог Дина Нагимова