Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

ВТОРАЯ ВОЛНА
События и люди Краснокамска
Полезная и опасная ртуть
 
 

Реклама

«Только без обид!..» («ВК» №23)

Окончание. Начало в №  22

Обида — очень емкое понятие. Согласно толковым словарям, это одновременно: и событие, которое нанесло ущерб для чести (статуса) человека; и несправедливое, оскорбительное отношение к нему; и эмоциональные переживания (причем как обидчика, так и обиженного); и все то, что причиняет боль, убыток или поношение; и все последующие отношения людей (например, ссоры, игнорирование, бойкот, вражда). Обида включает в себя также жалость к себе, переживание гнева к обидчику, ненависть и мстительность.

Конечно, весь этот комок негатива, проживаемый обиженным человеком всякий раз, когда его «зацепило», не проходит для него бесследно. Медицинская статистика убедительно доказывает, что обида способна нанести серьезный вред здоровью.

Кроме развития всевозможных заболеваний обидчивость может повлечь за собой и социальные проблемы: потерю работы, разрыв с друзьями, частые семейные конфликты, вплоть до развода. У того, кто ходит с застарелыми множественными обидами в душе, постепенно формируется неудовлетворенность жизнью и портится характер.

Так почему же, зная все это, мы продолжаем обижаться? Вряд ли мы хотим осознанно себе навредить,— просто не знаем, что же с этим делать, как освободиться от тягостного чувства? Хотя и понимаем, что нужно всего лишь простить. Простить — не значит стереть свое прошлое и забыть о том, что случилось. Это значит ликвидировать последствия обиды: не оставить осадка в своей душе и продолжать свободно общаться с обидевшим человеком, или не общаться с ним вообще, но не вспоминать его дурным словом. Более того, чтобы заслужить чье-то прощение другие люди не обязаны изменить свое поведение, так как настоящее прощение означает, что человек,— во имя собственного спокойствия и здоровья,— просто отпускает свою обиду и боль, независимо от поведения окружающих.

Как же справиться с последствиями прошлых обид и перестать обижаться впредь?

1. Учиться управлять своей эмоциональной реакцией. Перестаньте возвращаться к травмирующей ситуации, внушая себе, что у вас для этого достаточно сил и мудрости; просто надо немного потренироваться.

2. Сфокусируйтесь на настоящем. Вместо того, чтобы постоянно думать о прошлом, признайте, что оно уже прошло, и травмирующая ситуация уже не происходит; она осталась только в воспоминаниях. Сфокусируйтесь на настоящем, живите здесь и сейчас.

3. Осознайте, что обида — результат ваших собственных ошибок. Часто причина ее кроется в расхождении между прогнозами и реальностью.

Еще одна ошибка — ждать в отношениях с людьми равновесия между «давать-брать»: то есть, что-то делая для других, ждать в ответ тех же действий или благодарности. Такое ожидание накапливает ощущение пустоты.

Третьей причиной могут быть излишне завышенные ожидания от отношений с людьми или недостаточно ясное выражение своих чувств, надежд и потребностей. Неплохо было бы научиться четко сообщать, чего вы хотите, понимать, чего ожидают от вас окружающие, изначально допускать, что ожидания могут не совпадать, а также не забывать о том, что другому человеку может быть недоступно то, что вам дается легко.

4. Старайтесь понять свою обиду. Возьмите лист бумаги и проанализируйте свои переживания. Если вас обидел человек, значит, он указал на ваши слабые стороны (напишите, на какие именно?), напомнил о недостатках характера (о каких?). А дальше решайте: либо меняться самому, избавляться от своей слабости и становиться сильнее (напишите какими способами?), либо избавиться от общения с этим «напоминателем-обидчиком» (опишите, каким образом вы можете завершить с ним отношения?)

5. Попробуйте понять обидевшего вас человека. Попытайтесь поставить себя на его место и понять, почему он так поступил. Исходите из того, что это неплохой человек, подумайте, как бы вы поступили на его месте при сложившихся обстоятельствах. Только будьте честны и не переигрывайте ситуацию в свою пользу.

6. Воспринимайте ситуацию, как урок, данный жизнью, и который как в школе надо не только понять, но и уметь сделать выводы и применить полученные знания.

7. А что делать, когда кто-то намеренно пытается вывести вас на негативные эмоции, задеть или унизить? Тогда лучший способ — игнорировать. Если немного потренироваться, то можно научиться не реагировать на колкие замечания.

Однако и в этом случае обида может быть полезна, так как когда мы сталкиваемся с предательством и ложью, она психологически защищает нас, помогая «отфильтровать» и исключить из круга общения опасных, вредных или неприятных нам людей. Испытав обиду, мы начинаем избегать разрушающих ситуаций и ранящих нас людей, и это сохраняет здоровье и психику.

8. Ищите правильное сообщество. Напишите список тех, с кем вы чаще всего видитесь и общаетесь. Подчеркните тех, у кого хороший характер и на кого вы хотели бы быть похожими. Вычеркните тех, кто сам часто обижается, завидует. Ну вот вам и рекомендации, с кем стоит общаться чаще, а с кем — реже.

9. Для профилактики обид очень важно научиться обозначать свои чувства в разговоре и делать это в форме «я-сообщений».«Я-сообщение» — это когда человек говорит о своих чувствах и о своих пожеланиях, начиная с местоимений «я, мне, у меня». Например, «Мне сейчас больно», «Я чувствую, как во мне закипает раздражение», «Мне страшно». И хотя информация, содержащаяся в «я-фразах» не всегда бывает приятной, она не вызывает обид, так как не несет прямого обвинения.

Взрослый и мудрый человек, даже если слова собеседника его задели, может рассудительно продолжить беседу и, если нужно, спокойно рассказать о том, что он почувствовал.

10. Полезно усвоить простое жизненное правило: «Никто мне ничем не обязан. Только я сам обеспечиваю собственное счастье и успех». Лучше убеждать себя в том, что любая форма отношений — это добровольный (!) обмен энергией, эмоциями и потраченным временем своей жизни. Причем, обмен — взаимный, предполагающий участие двух сторон, а потому надо —

11. Учиться отвечать за свои поступки и признавать свою ответственность. Проанализируйте свои слова и поступки: что вы вольно или невольно сделали в прошлом, из-за чего возникла травмирующая ситуация; что вы делаете в настоящем для того, чтобы она не повторилась?

12. Обида — это эмоция, она боится здравого смысла и логического анализа, а потому разговор с любым человеком, которому доверяешь и который наделен профессиональными знаниями, жизненным опытом и житейской мудростью, очень полезен.

13. Цените свое время. Посчитайте, сколько времени в день вы тратите на воспоминания обидных ситуаций. Умножьте это на 365. Да, именно столько времени в год вы тратите впустую на негативные эмоции. Не теряйте времени даром: подробно планируйте каждый свой день, учитывая все: работу, отдых, сон, домашние обязанности, общение с близкими, занятие творчеством, поездки — и займитесь делом.

14. Занимайтесь спортом. Установлено, что те, кто занимается спортом, обижаются меньше. Самые «антиобидчивые» — экстремальные виды спорта. Впрочем, любая повышенная физическая нагрузка, даже утренняя зарядка и командные игры, благотворна для профилактики обидчивости. А еще отлично работает обливание холодной водой,— потрясающе переключает на бодрость!

15. Просвещайтесь. В хорошей литературе и кинофильмах, описывающих различные жизненные ситуации, можно почерпнуть много примеров, как преодолевать сложности в жизни и в отношениях.

Иногда обиды помнить полезно — как факт своей жизни —

для того чтобы не делать с другими то, что было неприятно по отношению к себе. Преодолевайте в себе те качества, из-за которых вы обижаетесь на других. Например, если обижает обман, стремитесь к правдивости; обижает невнимательность, тренируйте собственную заинтересованность в людях. Учитесь и прощать, и просить прощение. И как можно реже обижайте других! Если вам все же приходится говорить собеседнику то, что может его «задеть», проявите доброжелательность и не забудьте предупредить: «Только без обид!»

Психолог Дина Нагимова