Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

МОГИЛЬЩИКИ
МАЛОГО БИЗНЕСА
Беспредел по-краснокамски

Учимся учиться в школе

Реклама

Учимся учиться в школе («ВК» №34)

Заканчивается лето, приближается новый учебный год, и у родителей школьников появляется еще одна «головная боль» — как пробудить в ребенке желание учиться. Многие мамы и папы с трепетом ожидают времени, когда нужно будет уговаривать ребенка сесть за уроки. Учеба у детей, как и работа у взрослых, часто — однообразный труд, от которого хочется спрятаться: поиграть, посмотреть телевизор или посидеть в интернете.

Часто родители перекладывают ответственность за нежелание ребенка учиться на учителей. Мол, если не любит чадо науки, значит, это учителя плохие. Конечно, доля правды в этом есть, но ведь привычка учиться и привитие любви к учебе не определяется одной только школой. Влияние родителей не менее значимо: их участие в школьной жизни ребенка может усилить учебную мотивацию, а может свести ее на «нет». Попробуем разобраться, что делать и чего не делать, чтобы активизировать в ребенке желание учиться.

1. Подведите красивый итог летним каникулам. Лучше всего это сделать за праздничным семейным обедом, на котором все домочадцы вспомнят интересные моменты трехмесячного детского отдыха и отметят, какие позитивные изменения произошли в ребенке: как он вырос, какие навыки приобрел, что нового узнал, где был, с кем познакомился, что осознал. Можно посмотреть фотографии и видео. И очень важно в процессе этих воспоминаний заверить ребенка в том, что он за лето сильно изменился в лучшую сторону: накопил сил и здоровья, стал взрослее, умнее, толковее, а потому с учебной нагрузкой справится успешно.

2. Делитесь знаниями. Возьмите в привычку рассказывать ребенку обо всем новом, что вы сами узнали. Пусть у него сформируется чувство, что узнавать новое в любом возрасте — здорово, и чем больше человек знает, тем больше у него интересов, больше тем для разговоров с другими людьми, и мир для него становится шире и многограннее.

3. Дайте понять, что ученье — свет. Учите добывать информацию, увлекайтесь сами, ищите ответы на сложные вопросы в интернете, поражайтесь чудесам мира, расширяйте границы школьных дисциплин. Задавайте каверзные вопросы без ответов, помните, что заинтересовать — гораздо важнее, чем получить правильный ответ, написанный в конце учебника.

4. Интересуйтесь искренне. Расспрашивайте ребенка о том, как прошел его день. Искренне интересуйтесь тем, что ему понравилось и запомнилось, а что показалось скучным. Говорите о его (а не о своих!) интересах. Ваш интерес, поддержка, а не контроль замотивируют ребенка учиться.

5. Поощряйте интересы ребенка, относитесь к ним с уважением, даже если они кажутся вам глупыми или смешными. Увлечение ребенка — это его первые шаги к самовыражению, и возможно, именно через увлечение удастся заинтересовать его обучением.

6. Объяснить, зачем учиться. Развить интерес к той пользе, которую приносит изучение разных предметов и наук сейчас и к тому, как пригодятся знания в будущем.

7. Разрешайте ребенку играть. Многие взрослые ошибочно думают, что с момента поступления в школу игры нужно прекратить и только делать уроки. Однако в играх дети развиваются, оттачивают навыки. Игры стимулируют расширение кругозора, поэтому играть нужно! Просто в игры нужно умело добавлять «школьную» информацию. К примеру, ребенок увлечен бизнес-игрой, по ходу которой «бизнесмен» должен посчитать свои доходы-расходы и встретиться с иностранными коллегами. Хорошо, если при этом родитель скажет, что для этого нужно знать математику, русский язык и хотя бы несколько фраз на английском!

8. Избегать двойных стандартов. Если вы настаиваете, чтобы школьник уделял время чтению, но вас он никогда не видел с книгой, доказать ему важность литературы трудно. Противоречия между требованиями и реальной жизнью расхолаживают.

9. Читайте с любовью. Чтобы ребенок читал, начните подавать пример — читайте как можно больше, чаще, вместе и по отдельности, вслух и с выражением! Пусть дома будут как печатные книги, так и электронные, причем не только на волнующие вас темы, но и на те, которыми интересуется ребенок. Если навык чтения у ребенка сформирован плохо, предложите свою помощь: читайте вслух то, что задали по программе.

10. Фокусируйтесь на сильных сторонах. Если ребенок раньше учился неровно, и что-то у него получалось плохо, сделайте вид, что вы об этом «забыли». В ожидании нового учебного года обсуждайте лишь его сильные качества. Не выставляйте на показ его слабые стороны, не программируйте на повторение проблем. Выделяйте только его таланты и способности в тех дисциплинах, в которых он преуспевал. Но не переусердствуйте, не впадите в другую крайность — полностью перестать обращать внимание на те предметы, которые давались с трудом.

11. Будьте осторожнее с критикой. Помните, что под давлением школьник выполнит домашнее задание или напишет контрольную, но мало что усвоит, поскольку учеба все больше будет ассоциироваться с чем-то неинтересным и малоприятным. Страх заставляет сосредотачиваться на внутренних переживаниях, а большая часть информации просто пропускается.

12. Поэтому не ломайте психику ребенка. Нет способа скорее вызвать отвращение к учебе, чем домашние скандалы с принудительным усаживанием за парту. Если ваш ученик будет постоянно работать через «не могу», то ему с каждым разом все труднее будет садиться за уроки. И настоящая катастрофа произойдет, если ваш ученик заработает нервное истощение, заболеет или непоправимо испортит отношения с вами.

Вдумчивые доверительные разговоры о школьных правилах и о радости от выученного урока подойдут больше. А кроме того, подумайте, как организовать день таким образом, чтобы домашние задания выполнять не поздно вечером, а тогда, когда у всех светлая голова. Например, используйте прием экспресс‑мобилизации: «Дочка, у нас 30 минут перед прогулкой. Вот тебе таймер, попробуй уложиться с заданием».

13. Создавайте приятные ассоциации, позитивную и комфортную атмосферу во время занятий. Постоянные неудачи в учебе рождают сопротивление и отвращение. Ребенок перестает понимать учебный материал, теряет включенность, становится пассивным. Весь его опыт говорит: «Зачем стараться, если ничего не получается?».

14. Освойте метод «зеленой ручки». Этот подход изобрела мама первоклассницы: вместо того чтобы подчеркивать красной пастой ошибки, она обводила зеленой лучшие варианты. Такой прием помогает ребенку концентрироваться не на том, что не получилось, а на собственных успехах, и стремиться к ним и дальше.

Каждому хочется быть успешным. Но повторяющиеся неудачи рождают чувство беспомощности, ребенок перестает пробовать и теряет веру в себя. Постарайтесь сдерживаться и не указывать ребенку на каждую его оплошность, да еще попутно сообщая «как надо». Отучите себя ворчать на школяра, который делает уроки: «Одни ошибки! Кто так пишет? Полная чушь!» Научитесь говорить о том, что получилось (с юмором, по-доброму, без сарказма): «У тебя классно выходит раскачиваться на стуле. Ничего себе! Даже верно условия задачи записал!»

15. Не скупитесь на слова одобрения, особенно те, которые поднимают дух и придают силы: «Спасибо!», «Круто!», «Блестяще!», «Великолепно!», «Вот это да!», «Класс!», «Ого, я поражена!», «Молодец! Ты трудолюбивый парень», «Ты превзошел мои ожидания, просто невероятно!», «Супер!», «Очень удачно», «Здорово!», «Как ты это сделал? Непременно расскажи мне — я в восторге от твоей работы!» и т.  д. Радуйтесь и замечайте успехи ребенка.

Хорошая учеба невозможна без постоянной «дозаправки» положительными эмоциями. Каждому мальчику и девочке важно испытать чувство победы — в учебе, творчестве или спорте. Это ощущение — «Я могу!» — помогает разорвать замкнутый круг неуспешности, и тогда появляется «Я хочу!». Поэтому так важно, чтобы родители почаще напоминали об этом ребенку.

Психолог Дина Нагимова