Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

СОЦИАЛЬНАЯ ПРАЧЕЧНАЯ
События и люди Краснокамска

Как перестать жить «не своей жизнью»

Реклама

Как пробудить в детях желание учиться. Окончание («ВК» №38)

Окончание. Начало в № 37.

4. «Не хочу учиться!» С одной стороны, состояние вполне понятное: кто сам, по доброй воле, захочет вставать рано утром, тащиться с ранцем в школу, сидеть там на уроках, получать от учителей «двойки» и замечания, а от родителей нагоняи, и потом еще до глубокой ночи мучиться и с «домашкой»? И, главное, никакой радости, сплошная «обязаловка». В какой-то момент это начинает утомлять, надоедать и раздражать.

Что делать? Разобраться в ситуации и, в первую очередь, в своем родительском отношении к труду ребенка. Да-да, учеба — это тяжелый труд, хотя многим родителям кажется, что трудно живется только взрослым, а детство — пора безоблачного, легкого существования. На самом деле детство — время подвигов, и подвиг познания — один из них. Ребенку каждый день приходится сталкиваться с неизвестностью, решать новые проблемы и задачи, соответствовать ожиданиям родителей и учителей и находиться под их постоянным прессингом. Это — эмоционально истощающее состояние, и скрашивает его одно — присутствие рядом взрослых, которые эти детские подвиги видят и понимают.

Если же мама и папа считают, что «пятерка» — единственная «нормальная оценка» и воспринимают ее как нечто само собой разумеющееся, а за все другие отметки ругают, если каждая ошибка вызывает шквал негодования, а за любой проступок следует суровое наказание, то у школьника просто не будет сил для новых достижений. Ведь чтобы совершить их, нужны серьезные усилия, а без одобрения и поддержки любое желание учиться отпадает.

Поэтому хвалите своих детей не только за их успехи, но и за предпринятые попытки, прощайте оплошности и игнорируйте мелкие промахи. Научитесь видеть, как ему трудно, и ценить его детскую стойкость. Поймите, что каждый день ребенка в школе — это опыт первопроходца, и любое преодоление трудностей — уже большое достижение ученика.

5. «Зачем учиться, если есть компьютер, который все умеет?» Современные интернет-технологии — это еще один способ ухода от учебных трудностей. С компьютером все легко — нажал на кнопку и получил искомое. Думать не надо, напрягаться — тоже. Техника все знает, быстро дает ответ, и при этом не ругает, не упрекает, ничего не требует, не портит настроение. И родителям, и учителям компьютер становится конкурентом. Они зачастую «проигрывают» машине, и ребенок уходит от них в виртуальную реальность.

Что делать? Самое неудачное решение — это запретить гаджеты. Надо сделать так, чтобы реальная жизнь и, в том числе, учеба ребенку была интересней и приносила больше удовольствия, чем сидение за компьютером. При всех своих достоинствах новые технологии не в силах заменить радости живого человеческого общения, дать любви и заботы. Кроме того, они не безвредны: они приучают мозг получать готовую информацию: сразу и картинку, и звук, и движение. В мультиках или видеоблогах уже все придумано: сиди да поглощай, думать не надо! А вот в книге, например, картинку и звук мозг додумывает самостоятельно, поэтому книги развивают мышление и воображение.

Но исключать компьютеры из обихода совершенно не обязательно и даже вредно. Во-первых, гаджет — это инструмент познания, и нужно всего лишь правильно поставить задачу перед ребенком, чтобы он смог решить ее, используя интернет-технологии. А во-вторых, как показывают многие исследования, компьютерное общение и даже игры,— если на них тратится разумное, четко ограниченное время,— приносят пользу и помогают развитию.

6. «Вообще ничего не хочу! Отстаньте!» Очень часто дети с этой проблемой страдают от одного и того же: их родители — люди, либо неуверенные в себе, либо несостоявшиеся в профессии, либо живущие не той жизнью, о которой мечтали, которые переносят собственные незавершенные стремления на детей по принципу: «Я не смог достичь того, что хотел, а тебя заставлю!» Разумеется, этот путь никогда не приводил к успеху.

Что делать? Маме и папе надо для начала пересмотреть собственное отношение к себе и к жизни, и потом разобраться, чего же они хотят от своего ребенка. А потом принять, что их сын или дочка — самостоятельная личность со своими склонностями, интересами, устремлениями и желаниями. Ребенок имеет полное право быть собой, и его желания не обязательно должны совпадать с ожиданиями родителей. К примеру, если папа хотел стать известным спортсменом, мама мечтала музицировать, а ребенку нравится рисовать, то записать его надо в кружок по рисованию, а не в спортивную секцию или музыкальную студию. Если же родители начинают «ломать» потомка и навязывать свои представления о занятиях, интересах и увлечениях,— это верный путь к неврозам и депрессиям. И к протесту против всего, что предлагают (а часто навязывают) родители и учителя.

У желания корпеть над учебниками могут быть и сторонние препятствия. Если это не пробелы в знаниях, неусвоенный вовремя материал и отставание по программе, возможно, это связанные с успеваемостью конфликты в классе, сложности с учителем, физическая или эмоциональная усталость. Важно понять, что мешает в каждом отдельном случае. Нередко снижение мотивации и слабый интерес к учебе со стороны ребенка проявляется на фоне тяжелой семейной ситуации (выяснение отношений, скандалы, развод и т.  п. ) Здесь задача родителей становится сложнее; глобально — нормализовать партнерские отношения (в большинстве таких случаев проблемы в учебе пропадают) и оставаться заинтересованными в школьной жизни ребенка, веря в то, что он справится с трудностями.

Психолог Дина Нагимова