Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

КОНСТИТУЦИЯ ТРЕБУЕТ УВАЖЕНИЯ
События и люди Краснокамска
Синдром «человека в футляре»
или как побороть страх общения и неуверенность в себе
 

Реклама

Школа и дети: если не все получается («ВК» №6)

В середине учебного года многие родители с тревогой замечают, что у их любимых чад начинает неуклонно снижаться интерес к учебе. Вроде бы на каникулах и в выходные дни дети хорошо отдыхают, и все возможные мотивирующие подарки-поощрения получают, и витамины пьют, и помощь посильную при выполнении домашних заданий родители и репетиторы им оказывают,— но успеваемость ползет вниз, и никакие усилия взрослых не могут заставить школьников «полюбить» учебу. Причем, касается это как ребятни из младших классов, так и подростков среднего звена и старшеклассников юношеского возраста. Увы, это подтверждают и социологические опросы.

Причин снижения успеваемости множество. Назовем основные:

1. Ребенок не усваивает конкретный предмет. Возможные причины: предмет неинтересен; ученик отстал по программе и теперь не понимает, о чем идет речь; учитель плохо объясняет и не уделяет внимания проверке полученных знаний; в классе между детьми часто вспыхивают конфликты или есть сложности в общении с учителями, и из-за этих переживаний учеба «не лезет» в голову.

2. Протест и желание самоутвердиться, показать свою самостоятельность. Возможные причины: ребенок общается с «плохой компанией»; в классе сложилось негативное отношения к «ботаникам», выскочкам и учительским любимчикам.

3. Психологический конфликт: разочарование в учебе, непонятен ее смысл для будущего. Возможные причины: конфликты в семье, сложности в общении с близкими; перед глазами нет достойных примеров, кому подражать и на кого равняться. Противоречивый или гиперопекающий стили воспитания: родители либо предъявляют противоречивые требования, либо родители все решают за ребенка, пошагово контролируют его жизнь, не дают ему самостоятельности.

4. Физиологические проблемы: общая утомляемость, проблемы с концентрацией внимания на уроке. Возможные причины: слабое здоровье, хронические заболевания, либо слишком большая внешкольная нагрузка, когда изобилие секций и кружков выматывает ребенка в течение дня, поэтому времени и сил для выполнения домашних работ у него не остается.

Что же нужно, чтобы у ребенка возникла мотивация?

1. Интерес и смысл учиться: ему необходимо ощущать удовольствие от того, чем он занимается, и понимать, для чего он это делает. И тут надо иметь в виду, что мотивировать будущим результатом, например, возможностью поступить в ВУЗ или получить хорошую работу, можно только старшеклассников. Способность прилагать волевые усилия формируются примерно к 12 годам. Все призывы к сознательности, долженствованиям или «задуматься о своем будущем» раньше этого возраста малоэффективны. Увлечь тех, кто учится в младших и средних классах, можно лишь самим процессом учебы, а для этого необходимо больше индивидуальных, практических заданий, связанных с повседневной жизнью.

2. Умение ставить цели и достигать их, то есть планировать, концентрироваться, контролировать свои действия. У каждого ребенка есть потребность в развитии. Все дети любознательны, хотя их заинтересованность может совершенно не совпадать с учебной деятельностью. Поэтому взрослые зачастую не поощряют, а, наоборот, пресекают детское любопытство, как и самостоятельность. «Не лезь не в свое дело!» — грубо одергивают они свое чадо, а потом удивляются, почему тому ничего не надо.

3. Вера в себя, понимание, что успех зависит от него самого. Интерес к учебе напрямую связан с тем, насколько школьник чувствует, что он «может!». К сожалению, взрослые чаще говорят ему: «Ты должен!» Ребенок постоянно сомневается, получится или не получится у него задание, не надеясь на себя, бежит за помощью к родителям, помощь воспринимает как подсказку и тут же забывает ее, и в конце концов решает, что учеба больше нужна маме с папой, а не ему.

4. Настойчивость в преодолении трудностей, решимость довести начатое до конца. В менталитете многих современных детей живет убеждение, что удовольствие, успех должны последовать сразу после приложенных усилий. Нередко этому способствуют сами родители, немедленно удовлетворяя любые детские желания. Детям не хватает усидчивости и понимания того, что только «терпение и труд все перетрут» (пословица). Порой терпения не хватает самим взрослым.

Рассмотрим, каким образом мамы и папы, бабушки и дедушки могут помочь своему любимому ученику преодолеть школьные трудности. Мы выделили три основных этапа — начальная школа, средняя школа и старшие классы — и подобрали универсальные рекомендации, которыми может воспользоваться каждый, скорректировав их с учетом своего характера и семейных традиций.

1. Начальная школа. Задачи взрослых — создать безопасность и поощрять любопытство.

Для начала с помощью небольшого теста можно провести диагностику состояния ребенка и оценить, насколько он заинтересован учебой. Если у младшего школьника проявляется хотя бы половина из следующих проблем, его интерес к учебе будет стремительно падать:

• Он говорит, что учительница его не любит или ему не нравится.

• Жалуется, что она слишком часто кричит.

• Перед уходом в школу у него болит голова или живот, он забывает свои вещи.

• Он недоволен своими отметками, жалуется на несправедливость.

• Отказывается от помощи, даже когда она необходима.

• Он уверен, что у него ничего не получится, и ждет, чтобы его успокоили и похвалили.

• Быстро забывает даже те уроки, которые выучил наизусть.

• Не рассказывает о школе. Ответ на все вопросы: «нормально» или «не знаю».

• Говорит, что у него нет друзей среди одноклассников.

• В первом классе скучает по детскому саду, в четвертом — боится перехода в пятый.

Что могут сделать родители, чтобы у ребенка сохранился интерес к учебе?

— Создать безопасное пространство. Разочарование происходит из-за неоправдавшихся ожиданий: малыш думал, что будет легко и просто, но на самом деле трудно и скучно, думал, что за учебу его будут хвалить и любить, но вместо этого его ругают и наказывают. И главное, не понимают! Кроме того, трудно учиться с удовольствием, когда дома родители постоянно критикуют школу, когда им самим не нравится учительница, когда мама отправляет ребенка в класс с неспокойным сердцем. Помочь младшим школьникам учиться — значит быть рядом, откликаться и поддерживать. Верить самим и внушать ребенку уверенность, что он сильный, умный, способный, и что он справится.

— Развивать любознательность. Ребенок нуждается во взрослых, но в вопросах учебы он не должен от них быть постоянно зависимым. Школьная реальность уже с первого класса приучает ребенка к самостоятельности, но есть обстоятельства, с которыми сам он еще не может справиться, и, прежде всего, это — непонятный материал. Когда непонятно, становится скучно, и все задания превращаются в рутину. Интерес к учебе и потребность познавать постепенно угасают.

Если ситуацию в школе изменить нельзя, то именно родителям предстоит «брать ребенка за руку» и открывать перед ним новое. Во время прогулок, по дороге в школу или домой наблюдать за окружающей действительностью, за природой, за людьми, разговаривать об увиденном, ощущать запахи, прислушиваться к звукам. Настоящий интерес всегда связан с яркими впечатлениями, а не с давлением и натаскиванием, которые могут вызвать только отвращение к обучению.

— Замечать достижения. Очень хорошо, если родители научат ребенка сравнивать себя не с другими детьми, а с самим собой и будут хвалить его за индивидуальные достижения.

— Не критиковать. Младшие школьники не воспринимают критику, их мозг реагирует только на похвалу. В этом возрасте дети еще не способны учиться на своих ошибках! И лишь с 12 ‑13 лет подростки могут извлечь пользу из своего негативного опыта, но только при условии, что они эмоционально реагируют на свои неудачи, а не равнодушно игнорируют их.

Окончание следует.

Психолог Дина Нагимова