Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

КОНСТИТУЦИЯ ТРЕБУЕТ УВАЖЕНИЯ
События и люди Краснокамска
Синдром «человека в футляре»
или как побороть страх общения и неуверенность в себе
 

Реклама

Школа и дети: если не все получается («ВК» №7)

Окончание. Начало в №  5,6

Продолжим рассмотрение приемов, с помощью которых родители учеников средних и старших классов могут поддержать своих детей в преодолении школьных трудностей.

1. Средняя школа. Задачи взрослых — поощрять самостоятельность при грамотном контроле. Быстрый рост и гормональные бури меняют у подростков и восприятие себя, и отношения с окружающими. А увлечение интернет-технологиями, виртуальными формами общения и досуга становится еще одной причиной конфликтов с родителями. Мамам и папам категорически не нравится, что их подросшее чадо все меньше внимания обращает на учебу и все больше игнорирует родительские требования и наставления. Он открывает для себя мир общения со сверстниками, и учеба уже не кажется такой важной, особенно мальчикам.

Проверить, насколько ребенок утратил интерес к учебе, поможет небольшой тест. Если у ученика средних классов проявляется хотя бы половина из следующих признаков,— с его школьной мотивацией возникли проблемы:

• Ребенку неинтересны школьные предметы. В школе ему скучно.

• Он часто критикует преподавателей, жалуется на их несправедливость, не помнит имена-отчества большинства педагогов.

• Он забывает записывать домашние задания; часто бывает искренне убежден, что «ничего не задали».

• Он плохо или апатично ведет себя на уроках и регулярно получает замечания.

• Он не участвует в жизни класса. Он отпрашивается с уроков, жалуясь на плохое самочувствие.

Что могут сделать родители подростка, чтобы восстановить его интерес к учебе?

— Учить самостоятельно учиться. Переход в средние классы сопровождается сменой всей системы школьных занятий. Каждый год появляются новые предметы. Учителей теперь гораздо больше. Заниматься становится намного сложнее, и многие дети теряются.

Лучший способ помочь им — научить грамотно действовать в новых обстоятельствах. В этом возрасте очень помогает четкий распорядок дня. Можно вместе с ним составить план занятий, поставить ему «напоминалки» в телефон, но оставить ребенку ответственность за выполнение уроков. Пусть постарается делать задания сам, однако будет рядом с взрослыми, чтобы иметь возможность задавать уточняющие вопросы.

Перед родителями стоит еще одна непростая задача — внимательно следить за учебой, но не настаивать на высоких результатах, особенно если у ребенка скромные способности.

— Поднять самооценку. Современные школьники пасуют перед малейшими препятствиями, отказываются прилагать усилия, если результат не гарантирован. Они зациклены на своих слабостях и недостатках (нередко под влиянием родителей, которые постоянно ругают и критикуют).

Исправить ситуацию можно, если объяснить ребенку, что компетентность рождается только в деятельности. И ничего страшного, что вначале бывает очень трудно и появляется ощущение «тупика». Преодолеть его помогают сильные стороны характера, которые необходимо найти в ребенке и постоянно подчеркивать. Полезно также помнить о том, что школьные баллы — это оценка сегодняшних знаний ребенка, но не его самого как личности, и если оценки низкие, то это не ребенок плохой, а «ребенок — хороший, знания — пока плохие».

— Ослабить контроль. Казалось бы, противоречивые ожидания — быть внимательными к тому, чем живет ребенок, но ослабить контроль. Это действительно сложная задача, и хорошо, если родители с ней справятся. Для подростка важен интерес взрослых к тому, что с ним происходит. Не к отметкам, а к процессу обучения, к его новым интересам и увлечениям. Детей раздражает, когда их спрашивают: «Какие у тебя оценки?»,— но они охотно обсуждают то, что их хоть как-то заинтересовало. Если же их «передавить» контролем, то это сформирует у подростков тревожность и неуверенность в себе (или равнодушие).

2. Старшие классы. Задачи родителей — проявлять гибкость и выдержку. Жизнь старшеклассников проходит под знаком необходимости выбора учебного заведения и сдачи экзаменов. На пороге будущего для них неоценима поддержка родителей, и прежде всего, тогда, когда утрачивается интерес к учебе, хотя, казалось бы, новые горизонты должны воодушевлять. Увы, но нередко бывает, что чем заманчивее и амбициознее перспективы, тем больше учебная нагрузка, а потому подросток быстрее истощается и эмоционально «выгорает».

С помощью небольшого теста можно оценить, насколько устойчиво сохраняется мотивация школьного обучения. Если хотя бы три из следующих проблем проявляются в течение нескольких недель, пора бить тревогу:

• Старшеклассник регулярно опаздывает на уроки и иногда их прогуливает.

• Он замыкается или раздражается, как только взрослые задают ему вопрос о школе.

• Ему трудно заранее планировать свои занятия, он не знает, что будет делать через три дня.

• Он часто говорит: «Подумаешь, выпускные экзамены, их все сдают».

• Он не любит задумываться о своем будущем.

• Он заболевает в дни контрольных.

• У него нет друзей, или, наоборот, он общается целыми днями, забывая об уроках.

• Он забросил свое хобби или, наоборот, увлекся им в ущерб всему остальному.

Как же родители могут помочь старшекласснику разглядеть свои сильные стороны, разобраться в желаниях, расставить приоритеты и восстановить утраченный интерес с процессу познания?

— Удача — результат усилий. Интерес к знаниям у старшеклассников зависит, прежде всего, от атмосферы в школе, от престижности образования в глазах друзей, от планов самого подростка на будущее. Но есть важная область, где велика роль родителей: от них зависит, как ребенок воспринимает причины своих успехов и неудач. Родителям в этом случае очень важно показывать в общении с сыном или дочерью, что для стабильных успехов необходимы усилия.

Еще одна проблема, в которой подростку нужна помощь взрослых — «ярлыки». Любой ярлык, «приставший» к подросткам, ограничивает их, мешает относиться к себе конструктивно. Говоря ребенку, что он неспособный, ленивый, взрослые вызывают у него чувство беспомощности, огорчение, отчаяние; он не понимает, что ему делать дальше, как учиться. И наоборот, когда подростку внушают, что у него все получится, когда он видит связь между избранной им стратегией и полученным положительным (!) результатом, он начинает анализировать, что и почему он делает, и с чего лучше начать в следующий раз.

— Преодолеть страх экзаменов. Непросто сохранить хладнокровие и не поддаться всеобщей панике, связанной со сдачей выпускных экзаменов. Интерес и желание готовиться к экзамену возникает у школьника лишь тогда, когда взрослые ориентируют его на процесс поиска ответов, на содержание заданий, пусть и не всегда логичных и удачно составленных. Родителям достаточно предлагать свою помощь, но не навязывать ее.

— Помочь подростку разобраться в себе. Чтобы определиться с планами на будущее, старшекласснику нужна помощь родителей. С ребенком надо открыто обсуждать, на что он может рассчитывать после школы. Планировать вместе с ним будущее с учетом финансовых возможностей семьи, например, говорить, что на репетиторов и на подготовительные курсы деньги есть, а на платное отделение — увы… Если этой ясности в сознании подростка нет, он будет думать, что его «всемогущие» родители каким-то чудесным образом решат все за него, а потому он может не напрягаться.

Некоторые подростки долго не могут принять решение о своей будущей специальности, особенно если думают, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь. В современном динамичном мире надо ориентироваться не на одну профессию, а на «веер» (то есть на несколько) профессий. Так что пусть старшеклассник смело делает свой первый выбор, не боясь ошибиться!

Конечно, никакие хитроумные приемы и мудрые рекомендации не смогут насильно заставить ребенка заинтересоваться учебой,— но взрослые могут «запустить» его интеллектуальную активность, предлагая ему то, что увлекает их самих. Когда у мамы с папой появляется вкус к участию в школьной жизни ребенка, тогда и ему становится в школе интересно.

Психолог Дина Нагимова