Свежий номер! 

  

НАШ ЗЕМЛЯК В КХЛ
Хоккеист Евгений Митякин провел мастер-класс в СК "Ледовый"

Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...
Как в старые добрые времена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Как воспитать маленького патриота большой страны («ВК» №27)

Гражданственность и патриотизм. Доступны ли они детям? Надо ли специально формировать эти качества у малышей? И если да то, когда и как это делать? Этими вопросами задаются многие, особенно молодые родители, нередко сами испытывающие противоречивые чувства по отношению к государству, в котором живут. Как научить ребенка любить родину?

Пожалуй, маленьким детям трудно понять, что значит «быть патриотами Родины и любить Отчизну», но им понятно чувство любви к своим родителям, чуткость к красотам родной природы, интерес к родному городу, потребность в дружбе со своими сверстниками. И именно с этого начинается любовь к своему краю, к малой, а затем и к большой Родине. Именно с любви к семье (с любви, а не со страха или подчиненности!) начинается патриотизм. Ведь «патриотизм» — это тоже любовь, о чем написано в «Словаре русского языка» С.  И. Ожегова: «Патриотизм — это любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины».

Однако объяснить детям в современных экономических и политических условиях, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно, ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность. Да и родители в разговорах друг с другом нередко критично настроены к тому, что происходит в государстве. И все эти, порой справедливые, оценки и действия взрослых накладывают негативный отпечаток в сознании малыша на его отношение к месту, в котором он живет. Он перестает любить ближайшее окружение. Недовольство и неблагодарность становятся личностными чертами многих детей и подростков, и как бы ни старались родители, они никак не могут угодить капризам и ожиданиям своих чад.

Впрочем, многие молодые родители вообще не считают важным воспитания патриотизма и гражданственности у детей; эти вопросы зачастую вызывают у них лишь недоумение. И как следствие, такие слова как «патриотизм», «героизм», «родина» подрастающее поколение встречает усмешкой и пренебрежением. Между тем, ощущение Родины — это ведь не просто принадлежность человека к определенному государству; это ощущение себя частью ее природы, это принадлежность к ее истории и культуре, это понимание и желание продолжать традиции и обычаи своего народа, потребность жить в мире и согласии с другими ее народами.

Суть патриотического воспитания ребенка состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Сначала любовь к близким, природе, родному городу, а затем — чувство любви и гордости за свою Родину.

Взрослым необходимо помнить, что как бы ни менялось общество, в какие бы времена мы не жили, свою страну, свой город или село необходимо показать ребенку с привлекательной стороны, ибо если мы серьезно и качественно не будем заниматься воспитанием патриотизма маленьких граждан с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию. Кроме того, мы не получим поколение людей, которые послужат нам опорой в преклонные годы.

Мы говорим сейчас не о политике, а о детской психологии. Для малыша государство — это его семья, правительство — это мама с папой, которые на свое усмотрение и законы устанавливают, и наказывают, и благами одаривают — в общем власть осуществляют. И если ребенок слышит от родителей пренебрежительные оценки в адрес государства, видит равнодушие по отношению к значимым в его истории событиям, он, став уже взрослым, бессознательно будет демонстрировать все тоже самое своим родителям: пренебрежение, равнодушие, критику. Таков закон природы, так формируется психика ребенка — по примеру родителей: какие чувства родители демонстрируют по отношению к стране, в которой живут, такие же чувства повзрослевшие дети будут испытывать по отношению к ним самим. Увы, для многих престарелых мам и пап это открытие становится горьким…

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Любовь к Родине начинается с любви к маме, к близким людям, к родительскому дому, к своим друзьям. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, с родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами. Именно с воспитания чувства привязанности к родной семье, к родному дому и родному городу начинается формирование чувства любви к своей Родине.

Патриотизм формируется через чувства. Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку или к животным, радость от своих успехов и хороших поступков, гордость за своих родителей, восхищение от созерцания природы, волнение от соприкосновения с произведениями искусства, почтение к силе духа и героизму тех, кто совершал подвиги — он приобрел эмоциональный опыт, который является фундаментом более глубоких чувств, а именно — сопричастности к чему-то возвышенному и нравственному. Это и есть основа гражданственности.

Рассмотрим основные правила, которые помогут родителям начать грамотно формировать в своем ребенке чувство патриотизма и понимание гражданственности:

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете. Разговоры о политике — не для детских ушей!

2. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма и недовольства жизнью будет проявлять ваш ребенок.

3. Руководствуйтесь прекрасной заповедью А.  С. Макаренко:

«В вашей семье и под вашим руководством растут будущие граждане. Все хорошее, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям». Читайте с малышами литературу, смотрите телевизионные передачи и кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

4. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых те вышли с честью. Подчеркивайте, что в любые суровые времена они верили в светлое будущее и трудились на благо родины, мечтая о ее процветании. Делайте акцент на то, что нынешнее мирное, сытое, стабильное и изобильное существование вашего ребенка — это заслуга и результат героических усилий его предков и вас, в том числе.

5. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только разбирать его учебные и психологические проблемы, но и обращайте его внимание на позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные ситуации были на занятиях и после них).

6. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не оговаривайте его такими слова и выражениями, как «Не высовывайся!», «Не лезь!». Поощряйте ребенка, когда он проявляет инициативу или легко подхватывает ее в одобряемых видах деятельности и в творчестве.

7. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих! Лень, апатия, инертность — в бытовых вопросах или в социально-общественных ситуациях — чреваты тем, что вылетев из «родительского гнезда» ваши повзрослевшие «птенцы» о вас забудут. Именно поэтому участвуйте вместе с детьми в благотворительных акциях, в субботниках по благоустройству своего двора, в народных праздниках.

8. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции. Поощряйте его оптимизм, «не грузите» взрослыми проблемами и цените его умение хорошо адаптироваться к тому времени и к той жизни, в которой он живет.

9. Покажите своему ребенку лучшее в том месте, где вы живете. Знакомьте его с красотами природы, с памятными и историческими местами своего города / поселка, с земляками — героями войны и труда, с историческими личностями, посетившими и / или прославившими ваши края.

10. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребенком в музей, в театр или на концерт, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребенок еще маленький, тем больше вероятность того, что он станет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.

Окончание следует.

Психолог Дина Нагимова