Свежий номер! 

  

 С ДНЁМ УЧИТЕЛЯ! 
Интервью с учителем начальных классов, замдиректора Гимназии №1 Татьяной Фёдоровной Шипковой

 Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...

 Во второй половине сентября жители получат уведомления на уплату имущественных налогов

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Как воспитать маленького патриота большой страны ч.2 («ВК» №28)

Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своим источником красоту. В.  А. Сухомлинский

Окончание. Начало в №  27

Слова замечательного педагога, вынесенный в эпиграф данной части статьи как нельзя точно отражают задачу родителей — как можно раньше пробудить в растущем человечке симпатию и чувство привязанности к тому, что его окружает: к своей семье, к родному дому, детскому саду, к своей улице, городу. Интерес, радость и гордость — вот те базовые чувства ребенка, которые лежат в основе патриотизма. Надо стремиться к тому, чтобы ребенок испытывал гордость за достижения своей страны, уважение к армии, воодушевление от мужества воинов, любовь к родной природе, интерес к национальной культуре, традициям и промыслам, желание участвовать в мероприятиях государственных и народных праздников.

«А как заставить ребенка любить?» — спросят некоторые читатели. Заставить нельзя, но можно научить любить. Любовь у детей пробуждается через интерес: что интересно, то и любят, кто интересен, того и любят. Возраст 4 ‑5 лет — оптимальный период начала формирования гражданского самосознания.

При этом родителям важно понимать, что воспитание патриотичности следует начинать не с лекций и нравоучений, а с создания теплой, уютной атмосферы дома, чтобы ребенок был наполнен радостью, согрет родительскими улыбками, окружен добрыми друзьями, занят веселыми играми и совместным с другими членами семьи трудом. И эту любовь нужно последовательно распространять от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон) — к более сложному (город, республика, страна).

Рассмотрим, с помощью каких приемов мамы и папы могут формировать в повседневной жизни чувства патриотизма и гражданственности у своего чада.

Мир маленького патриота начинается с родного дома, в котором он впервые осознает себя членом семейного сообщества. Прикосновение к истории своей семьи всегда вызывает у ребенка сильные положительные эмоции, поэтому родители могут рассказывать ему о значении имен всех членов семьи, о происхождении маминой и папиной фамилий, о профессиях родителей, бабушек и дедушек. Все это заставит ребенка внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Хорошо, когда ребенка учат заботиться о младших братиках и сестренках, о домашних питомцах, объясняют, как правильно оценивать свои поступки и поступки других людей, приучают бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами, воспитывают привычку быть внимательными к людям пожилого возраста. Именно родители на примере своего труда, своей жизни, показывают малышу, как важно быть нужным людям и своей стране, как здорово, когда на тебя возлагают надежду не только родные, но и все общество и вся страна.

Чтобы развить любовь к малой родине, мамы и папы могут как можно больше рассказывать малышу о населенном пункте, в котором он живет; пробуждать чувство гордости за него, подводить к пониманию того, что его малая родина имеет свою славную историю, традиции, достопримечательности, памятники. Полезно прогулки на свежем воздухе превращать в мини-экскурсии и вместе с ребенком любоваться местными красотами, знакомиться с улицами, рассматривать и сравнивать старинные и современные здания, фотографироваться на фоне различных достопримечательностей. Полезно одобрять ребенка за примерное поведение в общественных местах и поощрять за его стремление поддерживать порядок.

Прогулки можно также использовать, чтобы привлечь внимание малыша к объектам, которые расположены на ближайших улицах — детский сад, школа, парк, магазин, церковь, почта, аптека, библиотека — и рассказать об их назначении. Можно зайти в некоторые учреждения и понаблюдать за работой их сотрудников, отметив ценность их труда. Обязательно порадоваться тому, что все, что необходимо для хорошей жизни, доступно ребенку. Особенно сильное впечатление оставляют у детей экскурсии на предприятия и в учреждения, где работают их собственные родители, поэтому, если есть такая возможность, можно брать ребенка с собой на работу и предложить ему со стороны посмотреть, как работают мама и папа.

Воспитывая у детей любовь к своему поселению, важно постепенно подводить их к пониманию того, что город / село — это частица родины, что во всех населенных пунктах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных); повсюду живут люди разных национальностей, которые вместе работают и помогают друг другу; везде соблюдаются традиции, везде чтится память героев, защитивших ее от врагов; люди берегут и сохраняют природу; есть общие праздники — профессиональные и общественные.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Ребенка старшего дошкольного возраста нужно знакомить с государственными символами России, со столицей нашей родины — Москвой, с другими славными городами России, со знаменитыми россиянами. Пусть ребенок знает, что флаг, герб и гимн есть не только у государства, но и у его родного города, и к ним нужно относиться уважительно. Домашнее чтение можно периодически посвящать книгам о героях, защищавших нашу Родину в разные времена, рассказывать о трудной, но почетной обязанности каждого гражданина — защищать Отчизну, охранять ее спокойствие и безопасность.

Все дети любят играть, а потому мама и папа могут поиграть с ними в «путешествия», во время которых детям можно рассказывать что-то новое о малой или большой Родине, о других странах, или поиграть «в профессии»: в моряков, летчиков, продавцов, учителей, пожарных и т.  д.

Историю и традиции предков лучше всего познавать через сказки, мудрость которых передается от поколения к поколению. Погружаясь в мир сказок на примерах сказочных героев, ребенок учится различать добро и зло, учится дружить, проявлять взаимопомощь и трудолюбие, ценить накопленные народом знания, усваивать нравственно-этические нормы поведения. Развитию любви к Родине способствуют также занятия по развитию речи, домашние литературно‑музыкальные развлечения, тематическое рисование. С ребенком 6 ‑7 лет можно совместно делать куклы, история которых имеет многовековые традиции: тряпичные куклы-скрутки и куклы-скатки, соломенные куклы, куклы из ниток.

Также стоит знакомить ребенка с культурой и обычаями представителей других национальностей, формировать к ним дружелюбное отношение.

Все дети любят праздники и развлечения, а потому малыша с ранних лет можно привлекать к подготовке национальных обрядовых праздников, которые когда-то были частью труда и быта наших предков. Возможность провести вместе с родными рождественские посиделки или поколядовать, поучаствовать в хороводах на Широкой Масленице, отметить в кругу семьи Пасху дает ребенку возможность познакомиться с историей народа и его укладом жизни. А привлекательность жизни современного общества ребенку можно показать через государственные праздники: Новый год, 8 Марта, День Защитника Отечества, День Победы и т.  д.

А еще в такие дни можно достать фотоальбомы и полистать их с детьми. Мальчишкам особенно интересным будут «Дембельские альбомы» папы и дедушки, внушающие гордость за них, желание подражать им и в свое время тоже стать защитником Родины.

Одно из проявлений патриотизма — любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о домашних животных, в доступном труде по выращиванию растений.

Яркие, полученные в детстве впечатления о родной природе, об истории родного края и истории собственной семьи, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у него принятие жизни в самом широком смысле этого слова, формируют психологический иммунитет к трудностям, которые случаются у каждого человека. И несмотря ни на какие кризисы и переживания, человек с патриотической направленностью всегда будет говорить: «Как много у меня хорошего!», «Как здорово, что у меня это есть!», «Как мне повезло!»

Психолог Дина Нагимова