Свежий номер! 

  

ГОРОД БРОДЯЧИХ СОБАК  
Отлов бесхозяйных животных прекращен
Программа Ш межмуниципального музыкально-поэтического фестиваля "Кама-мама" 
Электронные сервисы Федеральной налоговой службы (окончание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Безделье, проведенное с пользой ч.2 («ВК» №40)

Окончание. Начало в №  39.

История знает немало примеров, когда месяцы или годы напряженной работы великих ученых не приносили плодов, а гениальное решение являлось само собой без всяких усилий, когда они коротали время в безделье. К примеру, Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения, когда из-за чумного карантина был закрыт Кэмбриджский университет, и ученый вынужден был вернуться домой и от скуки наблюдал, как в саду падают спелые яблоки. Архимед открыл основной закон гидростатики, когда, отчаявшись решить задачу с золотой короной, решил отдохнуть, приняв ванну.

Вы думаете, так совпало? Ничего подобного! Кажущаяся скука способна творить чудеса! Исследователи эвристики давно пришли к парадоксальному выводу: иногда сверхмотивация на решение какой-то задачи не дает значимых результатов, но они появляются, как только перегруженный информацией мозг «отпускают» на отдых.

В результате серии экспериментов при помощи аппаратов МРТ было установлено, что производительность мозга почти одинакова и в режиме решения сложных задач, и в момент отдыха. Так был открыт феномен под названием «система пассивного режима работы мозга». Этот режим включается, когда мы бездействуем. Сознание отключается от внешних сигналов, и мозг концентрируется на обработке уже имеющейся в нем информации. Рутина помогает мыслям течь в произвольном направлении, что способствует ассоциативному и творческому мышлению, к тому же развивает воображение. Человек выходит за привычные рамки и мыслит нестандартно: праздный, на первый взгляд, ум выдает решения, которые человек не мог найти, «пробивая стену лбом». Получается, что своеобразные «минуты тишины» для мозга могут стать источниками гениальных озарений. Но, конечно, такое происходит не со всеми людьми: экспериментально было установлено, что скука повышает творческий потенциал, в основном, у тех индивидов, кто отличается интеллектуальным любопытством и желанием учиться новому.

Теперь разберемся, как скучать с пользой:

1. Чтобы извлечь пользу из скуки, нужно сперва верно определить её тип (См. «Вечерний Краснокамск» №  39 от 24 сентября 2020 г. ). К примеру, безразличие и калибрующая скука помогут расслабиться и перезарядиться, и с ними ничего делать не надо, а вот апатичную скуку лучше не оставлять без должного внимания и обратиться за помощью к доктору или специалисту.

2. Не надо бояться приступов скуки, а надо принимать их с радостью. Вместо того, чтобы страдать от безделья в пробке, в длинной очереди или на скучном совещании, лучше думать о чем-то отвлеченном, позволяя разуму мечтать и фантазировать. Можно понаблюдать за собой, чтобы понять, что организм пытается «сказать» через скуку. Можно попытаться проанализировать, есть ли какие-то долгосрочные факторы, которые заставляют чувствовать себя отстраненно в определенных обстоятельствах.

3. Выберите правильную активность. Не все монотонные действия, навевающие скуку, одинаково полезны. Если вы хотите «перезагрузить» мозг, ищите дела, которые можно выполнять автоматически, не задумываясь. Например, мыть и протирать посуду, гладить белье, пропалывать грядки или наводить порядок в платяном шкафу. Чем меньше нужно концентрироваться на деле, тем полезнее будет испытываемая скука. Можно также гулять по знакомым маршрутам, плавать в бассейне или просто сидеть в тишине с закрытыми глазами, позволяя мыслям течь своим чередом.

4. Избавьтесь от отвлекающих факторов. Попытки заглушить скуку с помощью интернет-общения или просмотра телепередач — не самая удачная идея, так вы только забьете голову лишней информацией вместо того, чтобы освободиться от нее. Парадоксально, но именно современные технологии не дают нам возможности скучать, и в то же время не дают достаточно качественного развлечения. Лучше всего отказаться на время от гаджетов, чтобы позволить себе немного поскучать, насладиться минутами созерцания и освежить свое восприятие.

5. Перестаньте перегружать себя. Скука — это возможность побыть наедине с собой. Она заставляет нас ненадолго позабыть об ожиданиях окружающих и прислушаться к своим истинным желаниям. Благодаря ей мы все время возвращаемся к беспокоящим нас вопросам, и лучше всего это удается сделать, когда мы не отвлекаемся на чужое мнение или эмоции. Попробуйте пару раз в неделю устраивать себе полчаса уединения и ничегонеделанья и, возможно, вы научитесь слышать голос интуиции и ответы подсознания на мучающие вопросы.

6. Иногда надо давать поскучать и ребенку. Слоняющийся по квартире ребенок — зрелище, которое выдержит не каждый. «Мам! Мне скучно»,— ноет маленький человечек,— и родители с легкостью сдают позиции, начиная развлекать его. Но иногда поскучать — это очень даже полезно.

Если ребенку нечем заняться, для начала дайте ему побездельничать. И при этом не нужно испытывать никаких угрызений совести. Сперва ребенок будет чувствовать непривычные и даже неприятные ощущения, но поняв, что развлечений не будет, он начнет обращаться к своему внутреннему опыту, искать применение своим силам, самостоятельно организовывать свой досуг, что может быть полезнее для его развития, чем очередная серия прыгающих мультяшных уродцев.

Скучающему ребенку можно предложить: «Помечтай о чем-нибудь или сам себя займи»,— и после этого понаблюдать за ним. Ребенок интуитивно выберет тот вид деятельности, который больше всего подходит ему в данный момент и укрепляет его «слабые места»: чувствует истощение — уснет, требуется тренировка вестибулярной системы — начнет кувыркаться, не хватает общения — будет ходить за родителями «хвостиком» или проситься погулять с друзьями, мало тактильной стимуляции — раскидает по полу игрушки и будет среди них валяться и т.  д. Кроме того, ребенок начнет придумывать себе игры, и в них обыгрывать важные для себя ситуации. Он будет играть в то, чего ему больше всего не хватает, поэтому игры «от скуки» могут многое рассказать родителям о состоянии ребенка. Иногда занятия, выбранные скучающим ребенком, могут казаться взрослым бессмысленными, могут раздражать и даже грозить семье убытками. И все же неплохо было бы разобраться, в чем насущные потребности и проблемы чада, и как их удовлетворить и разрешить с наименьшими потерями.

Подгоняемые современным темпом жизни родители должны понять, что оставленный в покое ребенок развивается. Да, он должен быть занят делами и учебой большую часть дня, но когда кажется, что отпрыск тратит время впустую на сущую ерунду, не надо спешить записывать его в еще один кружок. Возможно, скучая, он приобретает что-то очень ценное в личностном развитии, чего в других «нескучных» условиях получить нельзя.

Чем больше ученые исследуют скуку, тем больше интересных и порой парадоксальных выводов они делают. Например, установлено, что скука полезна для сохранения душевного здоровья, так как умение отвлечься от работы и других стрессовых факторов и позволить себе немного расслабиться и поскучать, дает передышку от повседневных проблем. Скука полезна и для памяти, так как в то время, пока мы скучаем, перерабатывается и переносится в долговременную память наш личный опыт и новый материал. Скука стимулирует творческие способности, ведь чем нам скучнее, тем больше фантазий появится в голове, и тем больше изобретательности впоследствии мы сможем проявить при решении задач. Более того, скука, а точнее, погружение в мир грез и мечтаний повышает целеустремленность, ведь мечты часто построены вокруг наших желаний и будущего, а значит, подсознательно они работают на укрепление мотивации и выбор приоритетов.

Скуки не бывает без причины, и ее появление дает повод для рефлексии и анализа ситуации: она показывает человеку, что он занят не тем, чем хочет, и мотивирует скорректировать свои планы. Если бы не было этого тревожного сигнала в виде уныния и апатии, многие люди так и продолжили бы страдать на нелюбимой работе или в токсичных отношениях и никогда бы не решились на смену профессии или на перемены в личной жизни.

Получается, что способность скучать может подтолкнуть к новой жизни и к активной работе, когда после моментов безделья и пассивности человек становится более целеустремленным и энергичным. Современная культура приучила нас чувствовать себя не в своей тарелке, если нам нечем заняться, а зря: если грамотно скучать, можно резко повысить свою продуктивность. Возможно, именно о человеке, ощутившим переход от скуки к творческому вдохновению, говорит русская пословица, вынесенная в эпиграф: «Со скуки — мастер на все руки!»

Психолог Дина Нагимова