Свежий номер! 

АВАРИЙКА, ТЫ ГДЕ?
О высокой аварийности на сетях канализации
Хочется сделать жизнь детей ярче и благополучнее
 Полиция Краснокамского городского округа информирует

Реклама

Плохое поведение ребенка: наблюдаем, изучаем, исправляем ч.3 («ВК» №44)

Окончание. Начало в №  №  42,43

Продолжим рассмотрение рекомендаций, с помощью которых родителям легче будет справиться с нежелательным поведением ребенка:

1. Четкий режим сна — ключ к хорошему поведению. Многократные исследования и житейский опыт говорят, что есть четкая связь между сном и проблемным поведением ребенка. Нарушения сна могут привести к серьезным последствиям для психического и физического здоровья. Если ребенок нормально не высыпается, то его поведение существенно ухудшается, что проявляется в гиперактивности, сложностях в отношениях со сверстниками и проблемах эмоционального характера. Однако у детей, которые переходят на регулярный распорядок дня и полноценный сон, довольно быстро улучшается поведение.

2. Чувствительность к пище. Нет сомнений в том, что пища влияет на наше самочувствие. Некоторые продукты питания могут спровоцировать возбудимость нервной системы ребенка, а отсюда — эмоциональную нестабильность, непослушание, агрессивность. Это могут быть, к примеру, продукты и напитки с большим содержанием красителей, пищевых добавок или искусственных подсластителей. Если родители видят, что после употребления каких-то продуктов поведение ребенка становится слишком уж активным или вызывающим, то лучше всего их просто благоразумно избегать. Во-первых, эти продукты, как правило, не относятся к здоровому питанию, а, во-вторых, всегда имеются альтернативные и полезные напитки и закуски, например, фрукты, овощи, кисломолочные продукты, молоко с низкой жирностью и, конечно, вода. Детям необходим здоровый сбалансированный рацион, за которым взрослым придется следить и к которому ребенка придется приучать.

3. Не бывает «рано» учить хорошему поведению. Никогда не рано устанавливать четкие границы дозволенного и хвалить за хорошее поведение. Многие родители совершают ошибку, считая, что малыш капризничает, потому что «маленький и глупенький». Они думают, что надо подождать, пока ребенок вырастет и поумнеет, и проблема решится сама собой. Увы, само ничего не решится. Уже годовалого кроху нужно ориентировать как себя вести, одобряя одни его действия, осуждая другие и запрещая третьи. А уж трехлетнему малышу можно совершенно открыто и спокойно сказать: «Если ты собираешься и дальше так безобразничать, придется тебе пойти и посидеть на стуле в другой комнате несколько минуток, пока не успокоишься». Проще научить хорошему поведению ребенка сызмальства, чем отучать его от плохого, когда он станет с родителей ростом.

4. Отменить «углы для непослушных». Когда ребенок плохо себя ведет, «выдернуть» его из этой ситуации, переключить внимание,— стратегия очень эффективная. Только нужно делать это быстро, без крика и ругани. Наихудший вариант — приказ «иди в угол и стой там, пока я тебя не отпущу», потому что этим «в угол» родитель как бы говорит ребенку: «Ты плохой». Лучше сказать: «Что-то ты разошелся… Пойдем-ка на кухню, попей водички, тихонечко посиди на стуле — а как успокоишься, возвращайся ко мне в комнату».

5. Вести дневник поведения. Это хороший способ понять, что провоцирует плохое поведение ребенка. Записывая, как ребенок вел себя в тот или иной день — капризничал, закатывал истерики или, наоборот, был в хорошем настроении — можно отследить, что провоцирует его плохое поведение и поддерживает хорошее. Запоминая и записывая, что ребенок делал до скандала или вспышки гнева и что было после этого, какие приемы использовал родитель, легко установить причинно-следственные связи в цепочке этих событий и понять, почему в какой-то день все вдруг пошло наперекосяк, а в другой — все складывалось на «отлично».

6. Завести таблицу оценки поведения ребенка. Такие таблицы, призванные стимулировать ребенка делать то, что от них требуют родители, сейчас весьма популярны. Когда ребенок что-то сделал правильно (например, сам застелил постель, убрал игрушки, аккуратно разложил одежду) — он получает «звездочку» в таблице. Это очень хороший способ договариваться с ребенком и приучать его к правилам. Подобные приемы весьма эффективно работают. Смысл в том, что ребенок видит наглядное отображение своего хорошего поведения, и знает, что за хорошие поступки будет поощрен.

Но очень часто родители совершают большую ошибку, сначала давая ребенку эту самую «звездочку», а потом отнимая ее — заслуженную — за какой-то проступок. Очень важно понять: если ребенок что-то заслужил — он это заслужил, и пересмотру это не подлежит, что бы он ни натворил после.

7. Повышенная возбудимость. Если ребенок возбужден, и его надо успокоить, вместо окриков, запретов и наказаний можно предложить ему различные способы проводить время тихо и мирно, например, за рисованием, лепкой, чтением, поделками или складыванием пазлов. Кроме того, каждый день желательно спланировать так, чтобы в нем было «тихое время», а также время побегать и пошуметь, раз уж ребенок такой заводной. Когда он проводит время за тихими и спокойными занятиями, его непременно надо хвалить за это и восхищаться его творениями — рисунками или поделками.

Еще один способ дать выход энергии непоседы — спортивный уголок и тренажеры, только надо иметь в виду, что ребенку будет скучно заниматься на них одному, а вот если периодически устраивать семейные соревнования с участием родителей и вести турнирную таблицу, кто сколько раз подтянулся, отжался, кувыркнулся и т.  д., то у ребенка появится стремление к достижениям, и это мотивирует его заниматься чаще и дольше, направляя его неуемную энергию в положительное русло. Чтобы это стремление было устойчивым, среди видов единоборств должны быть такие, в которых ребенок, даже маленький, мог бы периодически «перегонять» родителей, например, постояв на одной ножке с закрытыми глазами, сделав «мостик» или «коробочку».

8. Поддерживать ребенка, когда в его жизни происходят неприятности. Жизнь бывает несправедлива, и рано или поздно, каждый ребенок узнает об этом и почувствует на собственном опыте. Нередко плохое поведение ребенка — это его реакция на жизненную несправедливость, и тогда он через обиду, злость, ярость, крик, неповиновение или месть пытается выплеснуть или, наоборот, заглушить настигшую его боль, душевную и / или физическую. Поэтому, когда дети сталкиваются с неприятностями, родители должны не усугублять их состояние упреками, а поддерживать, успокаивать, давать силы, а также напоминать, что на пути к успеху могут быть и неудачи, и потери, и предательство, и разочарования. Ребенок должен знать, что сильный успешный человек — это не тот, кто никогда в жизни не падал, а тот, кто после каждого падения вставал и двигался дальше к своей цели.

9. Если нужна помощь, о ней нужно просить. Если родители чем-то встревожены в поведении ребенка или что-то, на их взгляд, не так, нет ничего стыдного в том, чтобы обратиться за помощью к специалисту: доктору, психологу, воспитателю или учителю ребенка. А вообще, помочь могут не только профессионалы — друзья, родственники, другие родители могут дать дельный совет в сложной ситуации, связанной с воспитанием ребенка.

Быть родителем — по-настоящему трудно, без всякого преувеличения, и это абсолютно нормально, что иногда приходится очень нелегко. Идеальных детей не бывает, бывают идеальные периоды в их развитии, которые чередуются периодами кризисов, бурления и трудностей. И если есть с кем обсудить накопившиеся проблемы — не надо стесняться. Не нужно бояться проговорить то, что волнует — педагогическая наука и житейский опыт накопили огромный арсенал «приемчиков» и хитростей, которые помогут разрешить ситуацию и снять конфликт. Самая большая ошибка — пускать ситуацию на самотек и молча страдать. Ведь от плохого поведения детей страдают и дети, и родители, причем каждый в своем внутреннем одиночестве. Чтобы изменить ситуацию — берем ее под свой контроль: наблюдаем за поведением ребенка, изучаем, в каких условиях он оказался, и исправляем ситуацию себе и ему во благо. Трудности, бывают у всех — справимся.

Психолог Дина Нагимова