Свежий номер!

Свежий номер «Вечерний Краснокамск»

ШКУРНЫЙ ИНТЕРЕС
События и люди Краснокамска
«МОЛОДЁЖКА» В ДЕЙСТВИИ


 
 

Реклама

Неуверенный ребенок: как помочь? ч.3 («ВК» №50)

Окончание. Начало в № № 48,49.

Родители для своего ребенка — всегда пример для подражания, по крайней мере, пока последний еще не вырос. И эту силу влияния мама с папой могут использовать, чтобы научить малыша тому, что они знают сами — как думать, действовать и говорить в разных обстоятельствах. Если ребенок видит, как его родители достигают успеха, и при этом они не устают твердить ему, что любят его и верят в него, то и сам он будет уверен в себе и в том, что он тоже может многого достичь. Продолжим разговор о том, как родителям воспитать в любимом чаде чувство уверенности:

7. Ценить в ребенке то, чем он обладает. Стремясь взрастить в ребенке лучшие качества и способности, родители могут игнорировать то, что ему уже дано. Но ведь он уже что-то знает, умеет и стремиться показать — и поощрять его за это нужно сегодня уже. Не откладывая «на потом», нужно проявлять заинтересованность в его делах, успехах и неудачах, и хвалить за победы, которые взрослым кажутся мелкими, а для ребенка они очень значительные.

8. Никогда никому не говорить о своем ребенке плохо. Ни в коем случае не называть его «глупым», «невезучим», «неумехой» и т.  д. Постараться даже не думать в таком негативном ключе. Говорить ребенку, что он особенный, проявлять уверенность в его успехах, какими бы отдаленными они не казались. Заверять кроху, что вы его любите, что вы в него верите. Напоминать ребенку, что он вам нужен и играет важную роль в вашей жизни. Если то, что ребенок рассказывает, кажется глупостью, не надо этого показывать. Малыш имеет право чувствовать и говорить то, что хочет (если это не приносит вреда окружающим). Нужно позволять ему мечтать, каким бы чудачеством это не казалось. Когда-то полеты в небо тоже воспринимались как сказка.

9. Не критиковать ребенка. Количество похвал должно превышать количество критических замечаний. Конечно, родители обязаны говорить ребенку, что он сделал что-то плохо, чтобы предотвратить повторения этого, но при этом они должны поддерживать и вносить конкретные предложения. Например, «Мне не нравится, что ты вытираешь грязные руки об рубашку. Мне ее после этого трудно отстирать, да и ты выглядишь неопрятным. Молодец, что ты трудишься (рисуешь, лепишь), но не забывай перед работой приготовить тряпочку (бумажное полотенце, влажные салфетки) для рук». Если ребенок боится что-то делать, потому что знает, что мама с папой будут злиться или разочаруются в нем, он прекратит самостоятельно заниматься.

Еще одно правило — критиковать не самого ребенка, а его поведение, например, «Ты хороший мальчик, но твоя привычка щипаться — плохая». И, конечно же, нельзя критиковать ребенка при посторонних, обсуждая его неудачи. Подобное «предательство» родителя больно ранит ребенка и может оставить глубокую травму в душе на всю жизнь.

10. Не сравнивать. Опасно сравнивать качества характера своего ребенка с качествами детей, других детей, если ребенок при это остается в проигрыше: «Лена уже давно сама делает домашние задания, а ты никак не станешь самостоятельной» или «Стыдно не ходить на горшок, даже маленький братик умеет это». Родители полагают, что ребенок будет «тянуться» за тем, кого ему поставили в пример, но, как правило, после таких назидательных сравнений детская дружба прекращается.

Не менее вредно, когда родители сравнивают своего ребенка с самими собой: «Я в твои годы уже юношеский разряд имел, а ты на лыжах еле стоишь» или «У нас в семье все аккуратные, ты один неряха». Ребенок, горячо любя своих родителей, сильно переживает, что не может быть таким, каким они хотят его видеть, и от этого результаты его деятельности только ухудшаются. Дети склонны переоценивать истинные способности родителей, часто считают их совершенством, до которого им невозможно дотянуться. Такая позиция может льстить родителям, но приводят к заниженной самооценке ребенка. Пусть малыш осознает, что он такой, какой есть, и мама с папой ценят его именно таким. 

Научите ребенка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего». Можно сказать ему: «Сегодня ты просто молодец, вчера у тебя не все получилось, но ты постарался. Я горжусь тобой. Так держать!» или «Сегодня ты опять принес двойку. Но завтра, если сделаешь то-то и то-то, можешь принести оценку выше». Всегда оставляйте ребенку шанс измениться к лучшему. Это и придаст ему чувство уверенности в себе и своем будущем.

11. Позволять ребенку хотя бы иногда спорить со взрослыми. Ребенок не обязан абсолютно во всем соответствовать ожиданиям родителей. У него может быть иное мнение и желание сделать по-своему. И это не потому, что он делает «на зло», а потому, что у него есть своя логика и свои аргументы. Разрешите вашему чаду хотя бы иногда спорить с вами, а потом пойдите дальше: позвольте ему убедить вас в чем-то для него очень важном. Предоставьте ребенку возможность хотя бы раз поступить так, как он считает нужным, даже если вы с этим не очень-то согласны. Таким образом вы учите ребенка формулировать и отстаивать собственное мнение, а, следовательно, укреплять уверенность в себе.

12. Позволить ребенку расти в соответствии со своими физиологическими и личностными возможностями и способностями. Многие родители дошколят, особенно озабоченные опережающим развитием своих чад, приобретают множество игр и пособий, рассчитанных на детей более старшего возраста. Они думают, что это активизирует умственные способности малышей, но вместо этого нередко формируют у них чувство беспомощности.

Проанализируйте игры и пособия ребенка. Все ли они соответствуют возрасту? Часто вместе с горой «развивашек» растет и неуверенность крохи в своих силах: «Не умею собирать кубики», «Не получается рисовать красками», «Не могу ровно резать ножницами» и т.  д. Оставьте лишь несколько игрушек — тех, с которыми не возникает проблем,— и 1 −2 из тех, с которыми ребенку справиться тяжело. Теперь понаблюдайте, что именно дается малышу с трудом. Возможно, наборы «Лего» или «пазлов», сложный конструктор неинтересны ребенку потому, что он не понял, КАК соединять детали друг с другом. Наберитесь терпения, объясните и покажите, как одна деталь скрепляется с другой. Взрослым задача кажется до смешного простой, но ведь маленький человек сталкивается с ней впервые в жизни, и освоит он ее мелкими шажками, с неоднократными повторениями сначала за родителями, а потом самостоятельно. Принцип «от простого к сложному» — успех в простых задачах — дает возможность малышу поверить в свои силы и приступить к более трудным заданиям.

Перед детьми более старшего возраста тоже важно ставить выполнимые задачи. Не загружайте ребенка так, чтобы у него не осталось времени на себя, свободные игры и общение с друзьями. Не нужно также требовать невыполнимого: «Запишу на секцию, если подтянешься 50 раз», «Чтоб до вечера весь учебник проштудировал и пересказал».

13. Помогать ребенку в формировании положительного образа «Я». Ребенок должен знать, прежде всего, о своих достоинствах, а потом уже о недостатках. Важно разрешить ему самостоятельно решать какие-то проблемы, гарантируя поддержку, но при этом поощряя инициативность. Если родители постоянно сами выполняют всю работу за своего малыша, у него никогда не появится уверенность, но сформируется выученная беспомощность.

Чтобы развить уверенность можно составить контрольный список обязанностей ребенка в соответствии с его возрастом, и следить за их выполнением. Ни в коем случае не делать за него то, что он уже может сделать сам, пусть иногда медленно или не совсем хорошо. Поддерживать принятие им самостоятельных решений, говоря, к примеру: «Меня порадовало, что ты сам нашел выход из этой ситуации. Молодец!»

Уверенность в себе — важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами. Уверенность как черта личности развивается на протяжении всей жизни и проявляется в следующем: в способности быть лидером, в спокойном восприятии критики, в умении защитить себя и других, в эмоциональной устойчивости и артистизме. Согласитесь, отличный набор характеристик, чтобы быть успешным в любой деятельности!

Психолог Дина Нагимова