Свежий номер! 

  

ГОРОД БРОДЯЧИХ СОБАК  
Отлов бесхозяйных животных прекращен
Программа Ш межмуниципального музыкально-поэтического фестиваля "Кама-мама" 
Электронные сервисы Федеральной налоговой службы (окончание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Растим толковых и умных детей («ВК» №18)

Большинство современных родителей мечтают о замечательном будущем для своих детей, ведь тогда у них будут высокие шансы добиться от жизни того, чего им захочется. Чтобы подготовить своих крох к успешным свершениям, они стремятся развивать малышей умными и сообразительными, и для этого отдают их в центры раннего развития, покупают развивающие игры, приглашают репетиторов. Однако вырастить толкового и смекалистого ребенка родители вполне могут и в «домашних» условиях, не прибегая к помощи сторонних лиц. Существует множество простых способов стимулировать развитие мозга ребенка, используя для развития и «мягкого» обучения повседневные действия и бытовые ситуации. Рассмотрим некоторые приемы:

1. Первый и самый главный совет — это открытая, проявленная любовь. Ученые заметили, что дети, которых родители не обнимают, не прижимают к себе, с которыми не играют, часто испытывают задержку в интеллектуальном развитии. В то же время, открытые слова любви («люблю тебя», «любимый мой»), объятия, поглаживания, совместные игры с ребенком (не только интеллектуальные, но и подвижные — «догонялки», возня на полу, шуточная борьба) оказывают мощное положительное влияние на развитие интеллекта ребенка. Нежная связь, сформированная между родителем и малышом дает ему ощущение безопасности и базового доверия к миру, что является основой гармоничного развития детского мозга и успешного формирования навыков мышления.

2. Еще одно «золотое» правило — постоянно разговаривать с ребенком. Это очень сильно способствует развитию речи. Даже, если малютка только лепечет, к этому надо относиться, как к настоящей беседе. Некоторым родителям звуки, издаваемые младенцем, и его жесты не всегда кажутся важными, но для крохи — это единственная форма общения, и поэтому ее ни в коем случае нельзя игнорировать, а нужно реагировать на звуки, сигналы и действия ребенка, и отвечать ему, что-то объясняя и комментируя. Ошибаются те мамы и папы, которые думают, что если малютка не умеет говорить, то он ничего не понимает. До двух лет важно не то, что малыш говорит, а то, что он слышит, так как количество слов, которые ребенок слышит от взрослых до двухлетнего возраста, определяют объем его словарного запаса в дошкольном детстве и влияют в дальнейшем на формирование у него устной речи.

Кроме того, малыша нужно слушать, когда он что-то рассказывает, не перебивая и не пытаясь исправить его произношение или изменить его мнение. Нужно задавать ему открытые вопросы, чтобы побуждать его высказывать без страха свое мнение и давать развернутые ответы-рассуждения. Важно, чтобы речевой аппарат ребенка работал достаточно активно.

Детский мозг устроен таким образом, что центр речи и центр решения творческих задач находятся в непосредственной близости друг к другу, поэтому чем больше ребенок говорит и поет (желательно с разнообразной интонацией и громкостью), тем более сообразительным он растет. К тому же, в процессе говорения совершенствуется и обогащается устная речь малыша, развивается его фонематический слух, что поможет ему в дальнейшем при обучении чтению и письму.

3. Чтобы развивать ребенка совсем не обязательно организовывать специальные занятия. Задача родителей дошкольника не заставить его учиться, а вызвать интерес к процессу познания. А для этого нужно находить образовательные моменты в повседневных действиях, будь то купание, уборка квартиры, приготовление пищи или выполнение поручений — все эти действия являются превосходными возможностями для научения. Достаточно во время выполнения тех или иных действий произносить вслух то, что мама или папа делают. Например, можно считать предметы во время сортировки белья перед стиркой для обучения математике, чтобы ребенок понимал, что значит «один», «два», «много», «мало», «больше», «меньше». На кухне можно изучать вслух строение и консистенцию различных продуктов для развития у малыша научного мышления (мягкие, твердые, жидкие, сыпучие, холодные, горячие, гладкие, шершавые). Во время уборки квартиры можно делать акцент на пространственных представлениях (ближе, дальше, вверху, внизу, впереди, сзади, справа и слева о тебя или от какого-то предмета). Разбирая старые журналы перед отправкой в макулатуру, можно часть картинок разрезать на кусочки, чтобы собирать их потом вместе с ребенком как пазлы. Даже обычное протирание пыли на полке с детскими игрушками можно превратить в тренировку зрительной памяти («Запомни, как стоят игрушки.— Отвернись — А теперь посмотри, что изменилось»).

Хорошо, когда ребенок ближе к школьному возрасту не просто знает бытовые предметы и их предназначение, но и умеет логически рассуждать, например, может обобщить разные предметы в одну группу (мебель, посуда, еда, одежда, инструменты, транспорт, животные, птицы, живое, неживое и т.  д. ), может из группы предметов исключить лишний по какому-то признаку, знает, что такое противоположности, умеет между двумя предметами находить общие признаки и различия, понимает, что значит «часть» и «целое».

И, конечно, хорошо, когда у ребенка кроме логических навыков есть социальный интеллект — умение взаимодействовать со взрослыми и другими ребятишками, и эмоциональный интеллект — умение понимать чувства и переживания других людей. А для развития этих качеств, необходимо с детьми много играть.

4. Игра — дело серьезное. Игра — это детская работа. Именно в игре дети развиваются. Именно игра является той основной деятельностью, в которой малыш проживает все ситуации из жизни, учится и познает мир. Игра в различных персонажей позволяет ему представить себя кем-то другим и научиться понимать чувства окружающих. Участие в воображаемой свободной игре, например, представляя себе полет в космос, пробуждает творчество и фантазию. Когда ребенок в игре копирует жизнь и профессии взрослых, он на уровне своего понимания «решает проблемы» и находит «новые возможности» в каких-то жизненных ситуациях. Когда он играет с другими детьми, ему приходится идти на компромиссы и выполнять какие-либо действия, сохраняя очередность. Кроме того, во время игр малыш пытается словами выражать свои идеи и мысли, эмоционально реагирует на неудачи и успехи, а это развивает и интеллект, и чувственную сферу.

Очень важно, чтобы у детей была возможность играть друг с другом и с родителями на свежем воздухе. Не имеет значения, будут ли дети строить снежную горку с друзьями, часами играть в прятки или вместе с мамой и папой отправятся в парк и устроят там «догонялки». Происходящий в это время контакт с ровесниками и взрослыми способствует развитию жизненно важной префронтальной коры головного мозга ребенка, которая всю дальнейшую жизнь будет активизироваться в ситуациях общения, помогая находить выход из затруднительных ситуаций и не конфликтовать. Именно благодаря ежедневному общению и совместным играм формируется и развивается так называемый социальный и эмоциональный интеллект у детей.

Игра, которая кажется некоторым мамам и папам простой забавой, на самом деле является очень значимым процессом в развитии ребенка, поэтому родители должны не просто заниматься со своими ребятишками по книжкам или пособиям, но и играть с ними. Да, да, корчить гримасы перед зеркалом, строить «домик» под столом, накрытым покрывалом, переодеваться в разбойников или принцесс, с мальчиками играть в «войнушку» (даже мамам!), а с девочками — баюкать кукол (даже папам!). Относиться к игре надо серьезно, потому что игра — это важный процесс обучения.

Окончание следует.

Психолог Дина Нагимова