Свежий номер! 

  

СОСИСКА ДЛЯ БРОДЯЧЕЙ СОБАКИ
В округе начат отлов бесхозяйных животных

 Прививка против вандализма

"Добро. Центр" для добрых людей

 

 

 

 

 

Реклама

Растим толковых и умных детей ч.2 («ВК» №19)

Окончание. Начало в №  18.

Ребенок познает мир через ощущения от органов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, тактильных прикосновений. Поэтому чтобы хорошо развиваться, он должен дотрагиваться до всех поверхностей, наблюдать за окружающей действительностью, слушать обращенную речь, прыгать, ползать и кувыркаться, обниматься с родителями. Самая большая зона в коре головного мозга — это руки и рот. Вот почему маленькие дети стремятся все пощупать и, если получается, разломать на детали, все тянут в рот и пробуют на вкус,— таким образом кора головного мозга получает сигналы от периферических рецепторов, и благодаря этому мозг развивается, увеличивается плотность нейронной сети, улучшается качество ее работы. И чем правильнее, чем физиологичнее развивают ребенка взрослые, тем умнее, способнее и успешнее он будет в будущем. Продолжим рассмотрение приемов, которые помогают этого достичь:

1. Поощрять двигательную активность — физические упражнения делают ребенка не только крепким, но и умным, поскольку физическое развитие идет нога в ногу с интеллектуальным. Подвижные игры и занятия спортом усиливают приток крови к мозгу и, соответственно, помогают ему в строительстве новых клеток и формировании новых нейронных связей. А для их укрепления необходимо, чтобы малыш, будучи активным «живчиком», обязательно был приучен слушать родительское чтение.

2. Чтение родителями книг детям — это одно из наиболее важных занятий, которое делает детей умными. Конечно, родителям всегда не хватает на это времени: нужно постирать и погладить белье, приготовить покушать, сделать уборку по дому, зашить распоровшиеся швы… И эта круговерть продолжается бесконечно. Мамам и папам проще включить мультики или читающего малыша заставить читать самому. Но давно установлено, что дети, которым родители с раннего возраста ежедневно читают вслух книги не менее получаса, на всю жизнь приобретают стойкий интерес к чтению, хорошо учатся в школе и добиваются успехов во взрослой жизни.

Слушание родительского чтения приносит много пользы. Во-первых, оно усиливает жажду знаний: чем больше малыш узнает из прочитанного, тем больше ему хочется узнать еще. Во-вторых, ребенок знакомится с бесконечным разнообразием слов, а богатый словарный запас при поступлении в школу — гарантия успеха в учебе, ведь это помогает хорошо понимать все, что говорит учитель. В-третьих, развивается фонематический слух, что укрепляет слуховое внимание и слуховую память, а в дальнейшем помогает ребенку грамотно писать под диктовку. В-четвертых, развивается способность ребенка к эмпатии, то есть к сопереживанию — когда родитель читает художественную литературу, ребенок буквально проживает на нейробиологическом уровне все, что происходит с героями. Другими словами, малыш знакомится с разными людьми и имеет возможность во время чтения почувствовать себя на их месте, понять мотивы их поведения, а это, в свою очередь, учит ребенка быть другом и помогать другим в сложные минуты. В-пятых, развивается воображение и творческая фантазия малыша, он создает мысленные картины того, о чем слышит. В-шестых, исправляется поведение ребенка — когда мама или папа читает вслух, малыш под их руководством учится обращать внимание на то, что важно,— на поступки и слова героев, которые приводят к определенным последствиям,— так устанавливаются причинно-следственные связи, а этот навык помогает ребенку осознавать пользу или вред собственных действий. Кроме того, родительское чтение вслух может даже снижать агрессивное напряжение в ребенке. И, наконец, в-седьмых, при совместном чтении вслух развивается тесная связь между родителем и ребенком, ведь они находятся рядом друг с другом, касаются друг друга, возникает тесный эмоциональный контакт, духовная близость. И что немаловажно, дети привыкают слушать (и слушаться!) родителей, о чем мечтают все мамы и папы.

Таким образом, чтобы ребенок был умным и добрым, не надо разоряться на дорогих репетиторов или натаскивать ребенка на сложные интеллектуальные задания. Нужно только одно: полчаса в день читать ребенку вслух, даже если он уже умеет читать сам.

3. Ограничить ребенку время, которое он проводит перед экраном телевизора. До двух лет ребенок вообще не должен смотреть телевизор, так как это негативно отражается на его психике и физическом здоровье. Для ребятишек более старшего возраста телевизор уже не так вреден, но надо иметь в виду, что пассивный просмотр отнимает у детей время, которое они могли бы посвятить более важным для развития мозга занятиям, таким как игры, общение и чтение книг. А вот видео- и компьютерные игры при определенных условиях даже могут быть полезными. Главное правило — выбирать ребенку те игры, которые способны чему-то научить, но при этом помнить, что ни одно техническое устройство не заменит ему общения с родителями и друзьями. Конечно, важно ограничивать время, проведенное за компьютером, но полностью запрещать видеоигры ни к чему, так как многие из них могут принести пользу развитию ребенка.

Малыша с их помощью можно обучить буквам, математике, музыке, фонетике и многому другому. Они также способствуют развитию его зрительно‑моторной координации и внимания. Видео игры для детей постарше ставят перед ними сложные задачи и дают им редкое чувство независимости во всем, начиная от решения логических заданий и творческого самовыражения до установления социальных контактов с друзьями на основе общности интересов. Ребенок во время игры учится, а учеба, которая сочетается с удовольствием, нравится значительно больше, чем механическая зубрежка мало понятной информации.

Более того, ребенка школьного возраста можно научить оказывать положительное влияние на соцсети, в которых он сидит. То есть пользование интернета может быть позитивным. К примеру, американские психологи предлагают школьникам использовать аббревиатуру THINK («думай»): прежде чем разместить в соцсети запись, школьник должен спросить себя, является ли она T (true — «правдивой»), H (helpful — «полезной»), I (inspiring — «вдохновляющей»), N (necessary — «необходимой») и K (kind — «доброй»). Если предполагаемая для публикации информация не соответствует этим требованиям, то ребенок должен пересмотреть содержание поста или вовсе отказаться от его публикации.

4. И еще один способ, позволяющий активизировать умственное развитие ребенка — занятия музыкой. Исследования обнаружили тесную зависимость между музыкальным образованием и школьной успеваемостью. Даже простое слушание классической или современной мелодичной инструментальной музыки улучшает память, внимание, мотивацию и обучаемость. Если же малыша учить играть на музыкальном инструменте, то это усиливает способность мозга оперировать понятиями пропорции и пространственно-временных отношений, то есть улучшает освоение математики. Кроме того, домашнее музицирование и пение по настроению (не принудительное) — это также хороший способ снятия стрессов и развития чувственной сферы и эмоционального интеллекта.

Если у ребенка есть музыкальные способности и желание заниматься музыкой, можно записать его в специализированную школу. Если же малыш равнодушен к музыке, то она все равно достаточно часто должна звучать в доме. Хорошо, когда вместе с мамой или папой ребенок поет или танцует под нее. Главное, чтобы в домашней обстановке он это делал без стеснения.

Используя выше приведенные рекомендации в повседневной жизни, можно значительно увеличить шансы своего ребенка на будущее процветание, и это не имеет ничего общего с дорогостоящими пособиями и интеллектуально «навороченными» программами. Это связано с временем, которое мама и папа посвящают малышу, с их заинтересованностью в постоянном взаимодействии с ним. Вырастить умного ребенка — это не только посадить его рядом с собой и учить «как взрослого», но и возиться с ним на полу, или же на улице рыть ямки и делать «секретики», петь детские песенки, читать книжки с картинками и обязательно много разговаривать: рассказывать, что важно для взрослых, что полезно в жизни, и при этом слушать рассуждения ребенка о том, что интересно ему. И непременно хвалить своего умницу!

Психолог Дина Нагимова