Свежий номер! 

  

ГОРОД БРОДЯЧИХ СОБАК  
Отлов бесхозяйных животных прекращен
Программа Ш межмуниципального музыкально-поэтического фестиваля "Кама-мама" 
Электронные сервисы Федеральной налоговой службы (окончание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

«Я в ответе за тебя!» – дети и домашние питомцы ч.2 («ВК» №21)

Продолжение. Начало в № 20.

Домашние животные играют в жизни ребенка особую роль — они способны сделать детство любого малыша богаче и интереснее. Особенно это полезно для ребенка дошкольного возраста — в период, когда он начинает познавать окружающий мир, впрочем, и школьник будет иметь несомненную пользу, если дома будет жить его хвостатый друг.

1. Домашние питомцы способствуют интеллектуальному и духовному развитию детей. Они являются источником первых знаний о природе. Видя животных, ребенок тянется к ним, узнает их названия и породы, отмечает различия, особенности поведения, повадки. С животными можно заниматься такими видами деятельности, как наблюдение, игра, труд. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.

Дети часто контактирующие с домашними животными, гораздо быстрее развиваются, легче адаптируются в новом коллективе и находят новых друзей. Как правило, уровень интеллекта таких детей выше, чем у сверстников, не имеющих животных.

2. В процессе общения с животными у ребенка развивается чувство прекрасного: дети учатся видеть естественную красоту домашних питомцев, которая, в свою очередь, стимулирует детское творчество. Ребенок стремится отразить свои переживания с животным в стихах, рассказах, а главным образом в рисунках и лепке.

3. Ощутимое влияние оказывают домашние любимцы на нравственное воспитание ребенка. Они становятся источниками и первых переживаний, и первой радости. В общении с животным ребенок испытывает, прежде всего, положительные эмоции, естественным образом учится любви и доброте, учится проявлять бережное и заботливое отношение ко всему живому. Так ненавязчиво, без нравоучений ребенку прививаются понятия экологической культуры, являющейся составной частью культуры духовной.

4. Играя с домашними животными, дети получают первые навыки общения, учатся строить взаимоотношения с членами семьи. Кроме того, разговоры с животным, ласки и поглаживания его дают ребенку ощущение тепла, безопасности и любви. У замкнутых, робких, нерешительных детей кошка или собака часто заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости. Возможность поговорить, пожаловаться, «поласкаться» с домашними животными особенно необходима тем детям, которым взрослые уделяют мало внимания. Своим существованием рядом с ребенком животные сглаживают его эмоциональное одиночество, особенно когда родители заняты своей жизнью. В отличие от статичной игрушки, животное дышит, бегает, активно играет, забирая часть тревог и напряжения у ребенка.

5. Животные оказывают «незримую» психологическую помощь, становятся своеобразными домашними психотерапевтами для своих маленьких хозяев: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают психоэмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Они помогают ребенку преодолевать застенчивость, робость и проблемы с общением, становятся чем-то вроде связующего звена между самим ребенком и его сверстниками.

Общаясь со своим любимцем, ребенок переносит на отношение к нему свои страхи, комплексы, проблемы, что необычайно благотворно для психики ребенка, ведь животное дарит в ответ бескорыстную любовь, искреннюю преданность и верность.

6. Ребенок знакомится с простейшими трудовыми операциями. Под руководством взрослых он приобретает первые навыки по уходу за животным. При этом ребенок получает и дополнительные знания об условиях жизни животных в природе и дома.

7. У ребенка воспитывается чувство ответственности, потребность и умение заботиться не только о себе, но и о других — а это лучшая прививка от эгоизма, особенно если ребенок в семье один. Кроме того, опыт ответственности за другое живое существо обязательно пригодится в дальнейшей жизни, научит ребенка оценивать и контролировать свое поведение, принимать самостоятельные решения и отвечать за свои поступки. В отличии от игрушек настоящее животное сразу дает понять ребенку, что он делает что-то не так, причиняет боль или неудобство, на которые кошка или собака сразу же отвечают: уходят или кусают обидчика — это делает невозможным продолжение подобной агрессивной игры. Защитное поведение животного в сочетании с объяснениями взрослых о том, как надо обращаться с «братьями нашими меньшими», способствует развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться. Ребенок, у которого дома есть животные, в большинстве своем не станет издеваться над ними, потому что понимает и чувствует их боль.

Конечно, из этого правила бывают исключения, но они редки и обычно связаны с психопатологией или переадресованной агрессией: если ребенка бьют родители, он будет бить свою собаку или кошку, которая зависит от него, как он от родителей. Если же ребенка в семье учат сочувствовать животному, то ему в дальнейшем гораздо легче будет понять не только своего питомца, но и чувства других людей, что поможет грамотно налаживать с ними отношения.

8. Наличие животного в доме учит терпению и дисциплинирует: ребенок быстро понимает, что питомец требует ухода, питания, прогулок, лечения, вычесывания во время линьки, и все это зависит от людей, и все это надо делать постоянно, без праздников и выходных, а, возможно, придется даже перестроить распорядок дня в соответствии с нуждами животного, например, рано вставать, чтобы выгуливать пса или чистить лоток за котом. Ведь это живое существо, которое, несмотря на занятость и усталость своих хозяев, требует к себе внимания и заботы. Домашний питомец не игрушка, и даже от самых маленьких животных бывает грязь, шерсть, перья, экскременты и много других неудобств, терпеливо устранять которые приходится людям.

9. Домашние животные стимулируют детей к подвижности и играм дома, и на свежем воздухе. К примеру, играя с собакой в мяч, ребенок получает огромный заряд положительных эмоций и, вместе с тем, развивает координацию движений, ловкость и реакцию. А то, что собака его слушается, повышает самооценку и служит предметом гордости. Благодаря этому даже очень застенчивому ребенку будет гораздо легче найти себе во дворе приятелей, объединенных с ним общими интересами к кошкам, собакам или другим животным.

10. Животные помогают развитию сенсорных способностей. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с ними. Ребенок через свои органы чувств воспринимает форму, размер, цвет, запах, пространственное расположение, фактуру шерсти и движения своего подопечного друга.

11. Животные способствуют пополнению жизненного опыта и развитию логического мышления. На основе представлений о животных дети учатся устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости: кошка мяукает у пустой миски — значит, голодная; собака высоко подпрыгивает — хочет поиграть и т.  д.

Таким образом, маленькие дети, у которых дома живут домашние питомцы, как правило, обладают несомненными преимуществами перед остальными ребятишками: они обычно более ответственны при выполнении различных поручений, наблюдательны, проявляют неподдельный интерес к окружающему миру; они более коммуникабельны, причем не только с ровесниками, но и со взрослыми. Впрочем, многое зависит от отношения к животному взрослых, ведь дети копируют их поведение. Если родители принимают щенка или котенка как нового члена семьи, то и для ребенка он станет другом, если же животное существует на правах объекта для битья, то и ребенок быстро научится равнодушию и жестокости по отношению к любому живому существу.

Окончание следует.

Психолог Дина Нагимова