Свежий номер! 

  

НАШ ЗЕМЛЯК В КХЛ
Хоккеист Евгений Митякин провел мастер-класс в СК "Ледовый"

Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...
Как в старые добрые времена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Видеоэкология: что вижу, тем и живу («ВК» №27)

Часто приходя на работу или возвращаясь домой, мы не можем объяснить себе причину внезапно испортившегося настроения. Мучительно вспоминаем, что плохого было, и ничего не можем припомнить… А ответ может быть прост: настроение испортилось от того, что мы видели по дороге. А это может быть унылый ряд одинаковых серых многоэтажек с сотнями блестящих окон и глухими боковыми стенами, ребристые заборы, дырчатые блоки, кривые решетки, сетки и редкие кустики чахлой зелени или уродливо обрубленные деревья. Хотим мы или нет, но на подсознательном уровне вид привычных, однако не эстетичных городских видов портит настроение. Увы, но когда-то люди в погоне за унификацией и рациональностью, сами создали для себя противоестественную визуальную среду. Понимали ли они, что рано или поздно это приведет к ухудшению самочувствия и серьезному внутреннему дискомфорту?

То, что окружающее внешнее пространство, которое видит человек, оказывает огромное влияние на его внутреннее состояние, поведение и здоровье, люди знали давно. В мировой практике существовали целые системы знаний на эту тему: в Индии это называлось васту, в западных странах — геомантия, а в древнем Китае — фэн шуй. Да и наши предки, не зная глубинных механизмов работы головного мозга, не имея современных представлений о физиологии глаз интуитивно стремились к визуальному комфорту, создавая изысканные каменные кладки, деревянную резьбу, кованые изгороди с цветочными мотивами, разноцветные витражи и красочные мозаики.

К сожалению, в середине ХХ века в архитектуре и в дизайне жилых интерьеров произошла «революция», и в жилищное строительство пришли однотипные прямоугольные дома-»коробки», плоские крыши, гладкие двери, монолитное стекло, асфальтовое покрытие — все ровное, плоское, серое, однообразное. Во многом, это была вынужденная мера, так как после Второй мировой войны огромное количество людей осталось без крыши над головой, и в такой ситуации было уже не до дворцов. Повсеместная нехватка жилья диктовала свои условия, снижала требования к архитектуре, потому что в большинстве случаев люди довольствовались тем, что есть. Строили быстро, как попало, из того, что было. Города разрастались очень быстро, потому что многие сельские жители предпочитали перебраться поближе к промышленным предприятиям, на которых можно было найти хорошо оплачиваемую работу, а в деревне жизнь была невыносимо тяжелой и голодной, за работу начисляли трудодни, которые потом отоваривали продуктами или вещами из сельпо.

Стремительная урбанизация привела к тому, что строительная индустрия, переживавшая бум, стала навязывать свои новые «правила»: строители часто отказывались от сложных проектов, требующих индивидуального подхода, и охотно брались за большие объемы работ с унифицированными конструкциями, повсеместно внедрялись новые материалы: профильный кирпич, шифер, ДСП, гофрированный металл, дырчатые плиты, гипсокартон. Что касается внешнего вида зданий, то архитекторы того времени были против «архитектурных излишеств», считая, что чем проще, быстрее и дешевле, тем лучше. Естественно, внешний вид городов в таких условиях не мог не пострадать, и он стремительно ухудшился. И как следствие, стало ухудшаться самочувствие и здоровье жителей этих городов.

Специалисты признают, что, начиная с 1960 ‑1970 ‑х годов засилье одинаковых коробок зданий «хрущовок» и «брежневок», унылый серый цвет, преобладание прямых линий и прямых углов, монотонные заборы, недостаточное озеленение, планировка без дворов, скученность домов, когда помещения квартиры просматриваются соседями через окна,— все это стало способствовать накоплению у многих людей усталости, раздраженности, тревожности и других видов психологического дискомфорта.

А ведь городской пейзаж человек видит каждый день, и никуда ему от этого не деться. И то, что фиксирует его взгляд — будь то кусочек природы или глухой бетонный забор — это тоже фактор экологии.

Проблемы экологии стали особенно значимыми в последнее время. К ним мы чаще всего относим плохой воздух, загрязненную воду и почву, повышенный шум и радиацию, уничтожение зеленых насаждений, но не упоминаем еще один не менее важный экологический фактор — «загрязненную» визуальную среду, ту, на которую мы смотрим глазами. Более того, многие считают, что достаточно иметь свежий воздух, чистую воду и тишину, а смотреть можно на что угодно. Но это не так. Научные данные свидетельствуют о том, что то, что человек видит, оказывает сильное воздействие на его состояние, в особенности, на его мозг и психику. То есть окружающая визуальная среда является таким же экологическим фактором, как вода, воздух, почва, шум, радиация и т.  д. Влияние этого фактора на жизнь, здоровье и поведение человека изучает новое научное направление — видеоэкология. Познакомимся с ней.

Эта молодая наука появилась у нас в России, и ее родоначальником стал доктор биологических наук, академик Международной Академии наук Василий Антонович Филин. Термин «видеоэкология» он ввел в обиход в 1989 году и за основу взял три слова: «видео» — от слова «видеть»; «эко» — «среда обитания»; «логия» — от «логос», т.  е. «учение, наука». В итоге смысл таков: видеоэкология — это наука о влиянии того, что видит человек в окружающей среде, на его состояние. Термин был введен в конце 80 ‑х годов, но в последнее десятилетие он стал вызывать некоторые нарекания, так как в европейских языках приставка «видео» прочно связалась с понятиями «видеосистема», «видеофильм», «видеоплеер» и т.  д. По мнению ряда специалистов, эту науку было бы целесообразнее называть «визиоэкология», с ударением на слове «визио», т.  е. «зрение». Возможно, со временем так и произойдет, ведь слегка изменившееся произношение не поменяет сути понятия. А пока мы будем использовать укоренившийся термин «видеоэкология».

Итак, Василий Антонович Филин стал изучать взаимосвязь здоровья человека с тем, что тот видит вокруг себя каждый день. В первую очередь, эти исследования касались влияния городской среды на зрение и мозг человека. В.  А. Филин доказал, что самой природой человеческий мозг создан так, что для его полноценной работы необходима гармоничная, разнообразная, комфортная внешняя среда. Информация о внешнем мире, которую мозг получает через глаза, должна быть разноплановой и в достаточном количестве, чтоб было «не скучно, интересно и полезно». Если окружающая действительность однообразна и уныла, и глазу не за что «зацепиться», то мозгу становится скучно и тоскливо. Такая среда называется гомогенной (ее создают, к примеру, длинный серый бетонный забор или глухая стена многоэтажки). Если же вокруг много информации, но она абсолютно однотипная, то глаз пытается «зацепиться» за каждый элемент, но не может зафиксироваться на каком-то одном, а в мозг постоянно идет одна и та же бессмысленная информация, что неизбежно ведет к перегрузке центральной нервной системы. Такая среда называется агрессивной, и примером ее могут быть ровные длинные ряды одинаковых прямоугольных окон в высотных домах, тротуарные плитки.

Гомогенная и агрессивная визуальные среды являются противоестественными для человеческого глаза. Глаз — самый активный из наших органов чувств. Он никогда не стоит на месте, постоянно перемещаясь в двух основных плоскостях — горизонтальной и вертикальной, чтобы увидеть малейшие нюансы постоянно меняющейся действительности. Рабочий режим зрения человека формировался в естественных природных условиях, и именно поэтому на природе или на приусадебном участке люди чувствуют себя комфортно, любуясь зеленой травкой, тенистыми деревьями с пышной кроной. Как говорится, глаз отдыхает! Но что происходит с людьми в городе? Они оказываются запертыми в искусственно созданной среде, которая не всегда отвечает потребностям органа зрения. Негативное визуальное окружение — господство темно-серого цвета, засилье прямоугольных форм, огромное количество больших плоскостей, трагически-уродливо обрезанные деревья,— все это бьет по центральной нервной системе, а точнее, по высшим отделам головного мозга. Отсюда, и, так называемый, «синдром большого города» — хроническая усталость, раздражительность, чувство одиночества. Увы, но ежедневное созерцание унылых рядов пятиэтажек, равно как и сверхсовременных сооружений в стиле хай-тек, может вызвать у человека целый букет серьезных недугов: депрессию, состояние тревожности, повышенную нервозность. Даже близорукость и эпилепсия могут возникнуть из-за плохой визуальной среды.

Продолжение следует.

 

Психолог Дина Нагимова