Свежий номер! 

  

 КВАРТИРА ЗА ДОЛГУЮ СЛУЖБУ  
Кто сможет приватизировать служебное жильё

Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...

Открытие новой котельной

 

 

 

 

 

Реклама

Череда зимних праздников

И старый, и новый одновременно

Старый Новый год — очень интересное словосочетание. И, одновременно — устойчивая российская традиция. Этот праздник отмечается у нас с 13 на 14 января. А появился он более 90 лет назад, в 1918 году, по причине смены летоисчисления, перехода от «старого» календаря, юлианского, к «новому», григорианскому. Разница между ними составляет в наши дни 13 дней. Подчеркнем, именно в наши дни, потому что каждые сто лет расхождение между календарями увеличивается на один день.

По существу, встреча Нового года по «старому» стилю — дань православной традиции, ведь русская церковь по-прежнему придерживается юлианского календаря. Социологи утверждают, что в последние годы этот праздник отмечают больше половины жителей нашей страны.

Интересно, а все ли помнят, что старый Новый год — это, одновременно, самый пик православных Святок, двенадцати праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января)?

Праздник любви и милосердия

По старым обычаям, в начале Святок принято было навещать родственников, близких, друзей, дарить им подарки. Главным святочным торжеством становилась большая семейная трапеза. К ней долго готовились, выставляли на стол все лучшее, что могли себе позволить. В число основных святочных блюд обязательно входила кутья, в кроме нее — сбитень, ореховое печенье, выпечка с маком, блины и овсяный кисель…

Важнейшей традицией Святок было милосердие. В эти праздничные дни люди старались особенно позаботиться о больных и нуждающихся, приходили с подарками и помощью в детские дома, приюты, больницы.

Святки — праздник христианский. Но возник он во времена, предшествовавшие крещению Руси. И удивительным образом сумели в нем сохраниться обычаи, пришедшие из древности. По некоторым источникам, само слово «святки» означает на старославянском языке «души предков».

Из древности дошли до наших дней некоторые святочные обычаи, прежде всего, магические обряды и гадания о будущем. Говорят, когда-то фактически в каждой деревне были свои ритуалы и гадания. Особое место в них занимали приметы, по которым пытались определить погоду и достаток в течение будущего года.

Официальная церковь относится к гаданиям, и святочным и любым другим, отрицательно. По мнению профессора Московской Духовной академии диакона Андрея Кураева, «святочные гадания — это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года». Он подчеркивает: «Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении».

От Рождества до Крещения

У древних славян во время святок принято было «рядиться», надевать маски, «личины». И после принятия христианства на Руси эти языческие обычаи не потеряли своей силы, несмотря на церковные запреты заводить на протяжении святок «игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и напевать соблазнительные песни».

Со временем эта, едва ли не самая яркая, праздничная традиция, унаследованная с языческих времен, утратила прежний характер. Она приобрела христианское содержание, превратилась в святочное колядование, или, как еще говорят, славление. Молодежь и дети ходят по дворам, поют песни-колядки, посвященные Рождеству, высказывают хозяевам добрые пожелания, получают от них в благодарность угощения.

Последние дни Святок становились подготовкой к Крещению. На замерзших реках, озерах, прудах прорубали крестообразные проруби, так называемые «иордани», украшали их ледяными кристаллами и лентами. В эти иордани, каким бы ни был мороз, трижды, с головой, окунались в праздник Крещения верующие.

В праздник Крещения в церквях освящают воду, которую называют крещенской, и хранят ее как святыню целый год. Говорят, если вера человека сильна, освященная вода весь год исцеляет его от болезней. По учению церкви она «всем прикасающимся ее и причащающимся ею дает освящение, здравие, очищение и благословение». Причем до нового Крещения хватит даже небольшого количества, ведь ее можно добавлять к обычной: «капля святой воды море освящает».

Для умягчения сердец

Есть такой особый вид «календарной» литературы — святочные рассказы. В России они получили особую популярность в XIX веке. Добрые, трогательные, иногда грустные и даже скорбные, они были призваны, как говорили в ту пору, «умягчать людские сердца». Главным отличительным свойством этих рассказов, при всем разнообразии сюжетов и приемов, был именно их святочный характер: мечты о радостной жизни, о бескорыстных душах, о милосердных отношениях людей. В том и видели свою задачу авторы святочных рассказов, чтобы поселить в домах читателей праздничную атмосферу, оторвать их от житейских забот, напомнить о страдающих и бедствующих людях, о необходимости милосердия и любви.

Великий русский писатель Николай Лесков, создатель большого числа святочных рассказов, утверждал, что святочная история «должна быть фантастичной, иметь мораль и отличаться веселым характером повествования».

Рассказы, приуроченные к празднику, как правило, выстраивались по определенным правилам. Распространены были счастливые финалы: встречи влюбленных после долгой разлуки, чудесные спасения от неминуемой гибели, выздоровление смертельно больных (особенно часто — детей), примирение врагов, чудесные преображения жестоких или безнравственных людей. Большинство рассказов включало в себя описания различных несчастий, выпавших на долю героев. Обязательным же моментом было чудо, которое входило с праздником Святок в частную жизнь обычных людей. Чудо не обязательно сверхъестественное, гораздо чаще — бытовое, например, удачное стечение обстоятельств, счастливая случайность. Случайность, в которой автор и герои рассказа узнавали приметы небесного заступничества и покровительства.

Очень жаль, что на долгие десятилетия линия святочной литературы в России была прервана. И тем более радостно, что она все-таки не утеряна навсегда. В последнее годы некоторые российские писатели вновь обратились к этому литературному жанру. И сумели достойно продолжить, как это сделала, например, Людмила Петрушевская, традиции святочных рассказов русских классиков: Лескова, Бунина, Чехова.

Особо стоит отметить, наверное, что и человек не религиозный может в полной мере проникнуться волшебной атмосферой прекрасных зимних праздников: Рождества, Святок, Крещения.

А. Дронов