Окончание. Начало в № 10
Продолжаем рассмотрение качеств характера, которые проявляет человек в своем стремлении любить и быть любимым:
5. Мы готовы отдать менее ценное ради более ценного. К примеру, тратим время, дабы заработать деньги, а потом расходуем деньги, чтобы приобрести нужную вещь. Иногда мы жертвуем тем, что легко восстановить или заменить в пользу того, чему найти замену трудно или невозможно. К примеру, любящий отец может рисковать жизнью, защищая ребенка от хулиганов. Или же заботливые домочадцы будут сидеть ночами с тяжело больным родственником, сдавать кровь для переливания, покупать дорогостоящие лекарства. В подобных случаях мозг признает, что здоровье близкого для нас человека и связанные с ним ожидания более ценны, чем собственные время, силы, здоровье и деньги. Так проявляется в любви жертвенность.
6. Мы подстраиваемся под объект, который реализует наши ожидания, и миримся с неудобствами, которые он приносит. К примеру, стиральная машина загромождает ванную комнату и гудит, но это лучше, чем стирать вручную. Умение водить автомобиль требует учебы в автошколе, сдачи экзаменов, покупки машины и постоянных денежных расходов, но мы терпим это, так как автомобиль — удобное средство передвижения, а для
А еще мы миримся с
7. Когда мы покупаем телефон, телевизор, стиральную машину, то, чтобы ими пользоваться, изучаем инструкции и используем настройки, то есть, в допустимой степени подстраиваем под себя объект, который нам нравится и который реализует
8. «Забирая»
Если мы не сделаем
9. Одна из самых больших иллюзий в любви заключается в убеждении, что объект, реализующий наши ожидания,— дружественный по отношению к нам и отвечает взаимностью на наши чувства. И хотя жизнь приводит множество примеров, когда один любит, а второй нет; один надеется, а второй предает; один искренне дружит, а второй ищет только выгоду,— нам важно думать, что те, кого мы любим, с нами правдивы и искренни, что они нами не манипулируют и не используют нас в корыстных целях.
Не смотря на то, что наша любовь может быть безответной и не взаимной, мы проявляем доверие к объекту наших ожиданий.
10. Мы рассчитываем на то, что объект наших желаний будет с нами надолго. Согласитесь, нам важно, чтобы холодильник работал без поломок, чтобы купленная одежда не расползалась по швам после первой стирки, чтобы функции телефона соответствовали заявленным в инструкции. В противном случае, мы испытываем горечь, разочарование и обиду, как будто нас обманули.
То же самое относится и к человеческим отношениям, деловым или интимным. Представьте, что два человека заключили некий договор, но один из них не стал следовать его условиям: выполнил его наполовину, не в срок, а потом вообще сбежал и сменил номер сотового телефона, чтобы никто не дозвонился. Будем ли мы иметь с ним дело после такого? Вряд ли. Его поведение мы будем считать непорядочностью, предательством, безнравственностью. Мы будем говорить, что это ненадежный человек. А в любви мы ждем надежности.
Но тогда мы и сами должны быть надежны по отношению к объекту своих ожиданий, то есть, если мы хотим, чтобы в жизни все было правильно, то и сами не должны нарушать правила, а должны нести ответственность за данные обещания.
Вот она — анатомия любви. И какое бы определение мы ей не давали — сухое академическое (к примеру, «Любовь — это дофаминэргическая целеполагающая мотивация на поиски партнера») или возвышенно поэтическое (типа «Любовь — это божественная музыка души»), главное — как она проявляется. Если те, кто рядом с нами, терпят наши недостатки и мирятся с неудобствами, которые мы доставляем, а в ответ мы готовы заботиться о них и помогать справляться с трудностями; если мы стремимся быть рядом друг с другом как можно дольше «в горе и в радости, в болезни и в здравии», преодолевая соблазны и усталость,— это и есть настоящая любовь.
Психолог Дина Нагимова