Свежий номер! 

 

ЮБИЛЕЙ ДОМА

Дому 14 по улице Комарова - 55 лет

По сто рублей с носа

 В память о героях...

 

Реклама

Сознанья вечная борьба… («ВК» №48)

Все люди без исключений хотят жить лучше, чем живут сейчас. Даже те, у кого есть все, все равно хотят лучшего. И, казалось бы, чего проще? Смотри на тех, кто преуспевает, учись у них, следуй хорошему примеру, и развитие,— а соответственно, большее счастье, чем было вчера,— обеспечено! Однако вместо того, чтобы учиться, люди почему-то начинают обижаться на судьбу, завидовать, ревновать и злиться на более успешных собратьев. Конечно, не все, но, увы, есть те, кто вечно воюя сам с собой и с окружающими, пытается в бесплодных попытках доказать свою правоту.

Таким людям свойственно противоречивое внутреннее состояние, переменчивое настроение, внутренний конфликт, создаваемый двумя противоположными установками: желанием быть главным, важным, авторитетным и ощущением своей слабости, беззащитности, бессилия.

Эти установки условно можно назвать «Тиран» и «Жертва». Они не только доставляют душевные муки самому человеку, но провоцируют конфликты с окружающими, делая взаимоотношения с ними нездоровыми, проблемными, созависимыми. И все это приводит к несчастным судьбам и драмам — с друзьями, на работе, но особенно часто, в близких отношениях, в семье.

«Тиран» и «Жертва» — это своеобразные роли, которые человек, не осознавая, играет в жизни. Это две субличности, определяющие его характер, поведение, мотивы поступков, слова. Парадокс заключается в том, что «Тиран» и «Жертва» проявляются в человеке одновременно: где живет «Жертва», там же находится и «Тиран». Они всегда в связке. В человеке, который считает, что он — «Жертва», потому что лишен свободы,— глубинно живет нереализованный «Тиран», возмущающийся, бунтующий, осуждающий, негодующий.

Внимательно понаблюдав за собой, можно определить, присущи ли вашему характеру черты жертвенности и тирании.

Итак, основной посыл «Жертвы»: «Жизнь — это страдание, в ней много зла. В ней все время происходит то, с чем я не могу справиться». Обычно, «Жертва» считает, что причины ее проблем — в независящих от нее обстоятельствах или в окружающих людях. Она будет постоянно жаловаться на неудачи и винить в них весь мир и других людей, но только не саму себя.

Эмоции «Жертвы» — страх, обида, вина, стыд, зависть и ревность. Ее периодически засасывает депрессия, когда не хватает смелости проявить ответственность или сделать то, что даст новые впечатления. «Жертва» боится перемен, ей характерен внутренний застой, хотя внешне она может суетиться как белка в колесе, и быть от этого все время занятой и уставшей.

«Жертва» ищет того, кто мог бы позаботиться о ней, утешить, спасти от трудностей или принять за нее решение. Считает себя вечно страдающей, непонятой и несправедливо обиженной, хотя старается для других, ничего от них не требуя (ничего, кроме благодарности!). Всегда готова поступиться своими интересами, умалить себя, хотя в глубине души ждет воздаяния за свои страдания («когда-нибудь они поймут!»).

Часто человек начинает жертвовать собой и своими интересами из-за ощущения своего бессилия перед ударами судьбы, из-за отсутствия силы воли, чтобы изменить неблагоприятные обстоятельства, из-за страхов, из-за привязанности к людям и к привычному укладу жизни, в конце концов, из-за апатии и лени.

«Жертва» — это человек, на которого оказывают давление, и он ему поддается. Нередко он начинает думать: «Ладно, я — „Жертва“, но мне выгодно ею быть. Я ничего не хочу менять в жизни. Мне удобно, когда другие люди могут отвечать за меня, вникать в мои проблемы, разрешать мои трудности, ведь я — такой слабый и несчастный». Однако, когда такого человека начинают воспитывать слишком усердно, тормошить, заставлять что-то делать, когда его стремятся подчинить,— в нем нарастает сопротивление. Когда с ним общаются как с несмышленышем, всячески лезут в разрешение его интимных проблем, он злится и, одновременно, ощущает себя раздавленным. Он начинает бунтовать, его состояние меняется, и в нем просыпается «Тиран».

«Тиран» находится в страхе, раздражении, праведном гневе. Он живет в прошлом (вспоминает прошлые беды) и в будущем («предвосхищает» проблемы, а на самом деле придумывает новые), в вечном желании подстраховаться и «подстелить соломки». Мир для него — тоже страдание, от которых он пытается оградиться. Его основной посыл: «как бы чего не вышло!»

Он испытывает постоянное напряжение, потому что несет на себе груз ответственности за себя и ближних. Страшно устает от этого, и винит в своей усталости тех, кого контролирует. Еще и обижается: «Не ценят, мол, моих трудов и заботы!» Это вызывает в нем обиду, разочарование, гнев и страх одиночества.

«Тиран» считает себя всегда правым и часто становится обвинителем других. Пытается контролировать ситуации не только своей, но и чужой жизни; не только свои, но и чужие отношения. Стремится к власти и считает справедливыми себя, свои требования и поступки.

О себе думает, что он — борец со злом и несправедливостью. Пытается стать незаменимым, втайне надеется: если я сейчас помогу им, когда-нибудь они помогут мне. Когда же этого не получает, ощущает себя преданным и это заставляет его почувствовать себя «Жертвой» людской неблагодарности.

Внутренние «Тиран» и «Жертва» находятся в постоянном мысленном диалоге, приводя к тому, что сознание человека становится противоречивым, а его душевное состояние приходит в смятение.

Как происходит этот диалог? Например, человек понимает, что чтобы достичь какой-то цели (устроиться на работу, начать новые отношения и т.  д. ) ему нужны активные действия. В этот момент внутренний «Тиран» начинает нашептывать: «Надо! Надо! Делай! Делай!» И тут же просыпается «Жертва»: «Боюсь! А вдруг не получится?! Не хочу! Не знаю, как. Вот если бы кто-то подсказал. Я уже когда-то пытался, и у меня ничего не получилось. А может, не надо ничего делать, само и так образуется…»

Внутренний «Тиран» начинает мотивировать «Жертву», запугивая или вызывая ревность и зависть: «Действуй, а то завтра пропадешь! У других будет все, а у тебя — ничего»,— но «Жертва», предприняв минимальные усилия, быстро устает, страдает, жалуется, обвиняет других в своих несчастьях.

Тогда внутренний «Тиран» начинает унижать «Жертву», и человек думает о себе: «Я сам во всем виноват. Я никогда не могу принять верное решение. Я вообще ничего не могу. Я безответственное ничтожество, сплошное недоразумение!» В ответ внутренняя «Жертва» может слабо посопротивляться: «Другие еще хуже! А я с понедельника начну новую жизнь, буду делать зарядку, мыть за собой посуду, перестану опаздывать на работу и т.  д. У меня все наладится!»,— но потом впадает в депрессию, потому что ее энергии не хватает на претворение в жизнь полезных и радикальных решений. Или же бунтует: «Отстаньте от меня! Я вам ничего не обязан! Вам надо — вы и делайте! А мне — наплевать!»

Начинается новый цикл. Опять «Тиран» давит на «Жертву». А в ответ — жалобы, оправдания. И так далее — бесконечный изматывающий внутренний диалог… Эти бои между «Жертвой» и «Тираном» расходуют много психической энергии и, неудивительно, что человек заболевает или попадает в алкогольную, токсическую, игровую, сексуальную зависимость.

Да, все проблемы внешней жизни всегда начинаются внутри. И единственный выход — изменить жизненный сценарий. Прежде всего надо начать следить за своими порывами и эмоциями.

Чтобы не проигрывать роль «Жертвы», необходимо прекратить обвинять кого-либо в своих проблемах. Все, что с нами происходит — это результат только наших действий, поэтому нужно нести ответственность за все свои неудачи и понимать, что все можно исправить. Обвинять в проблемах близких людей и окружающий мир — это ошибочный путь, всегда начинать нужно с анализа своих собственных действий. И, конечно же, нужно забыть о жалобах. Чтобы ни происходило в нашей жизни, все это нужно использовать на то, чтобы становиться мудрее и лучше.

А чтобы не быть самому себе «Тираном», нужно прекратить заниматься самоедством и самообвинениями. Подружиться с самим собой. Учиться быть добрее к себе, милосерднее. Прекратить оскорблять кого-либо и себя в мыслях, в речах и в поступках. Учиться радоваться в каждом дне. И осознанно наполнять себя «любовью принятия», то есть уважением — к себе и к другим людям. Признавать в них и в себе достоинство и свободу личности, равенство и непохожесть.

Окончание следует.

Психолог Дина Нагимова