«Ты такой же бездельник, как твой папаша!», «Ты — копия своя мать! Такая же вредная!», «Ты в дедову родню пошел. Такой же как они, упертый!» Нередко приходится слышать подобные упреки, которые родители адресуют своим маленьким детям. И возникают вопросы: «Для чего это говорится? В воспитательных целях? Но какие качества в ребенке может сформировать подобное сравнение?» Попытаемся разобраться.
Честно говоря, сравнение детей друг с другом или с
На этом принципе — сравнить, чтобы пробудить соревновательность и конкуренцию — построены все эффективные стратегии достижения жизненного и профессионального успеха. Нам всем привычно тянуться за теми, кто живет лучше нас и имеет больше нашего, и одновременно, избегать того, что мы считаем недостойным себя, ниже своего уровня. Зная это, многие родители полагают, что детей с малолетства надо приучать сравнивать себя с другими и соперничать, дескать, для того, чтобы подготовиться к взрослой жизни.
Но тут есть одно немаловажное обстоятельство. Взрослые соревнуются за возможность иметь больше выгод, материальных благ и авторитет в обществе, а детей они приучают «сражаться» за родительское внимание и расположение.
Да, одного ребенка (как правило, с сильным типом нервной системы) такие стимулы подстегнут, заставят поднапрячься, приложить больше усилий, подтянуться, начать меняться, а другого, наоборот, навсегда отвратят от любых соревнований,— особенно если ребенок, тревожный, с заниженной самооценкой и убежден, что «все равно ничего не получится». А когда взрослые (родители или педагоги) такому «не конкурентно способному» ребенку все время указывают на его несовершенства по сравнению с другими детьми,— у него очень быстро формируются не положительные качества личности, а комплекс неполноценности, который может «закрепиться» в душе ребенка на всю жизнь, так как сначала взрослые сравнивают малыша с другими не в его пользу, а потом он делает это сам. Он привыкает видеть в других людях их успехи и превосходство, а в себе — одни изъяны. В результате — душевные терзания от того, что другие «лучше» его, а, значит, он — «хуже» их.
Еще более мучительные состояния возникают в сознании маленького человечка, когда его не просто сравнивают, а приравнивают к
Чаще всего, родители говорят такие страшные для малыша слова от педагогического бессилия, когда не умеют справиться с ситуацией и не понимают причин тех или иных поступков ребенка.
Но ведь семья — это первый и самый важный для малыша «круг заботы, защиты, помощи». Это место любви и ресурсов. Мама и папа, а за ними бабушки и дедушки — это главные ориентиры в жизни, примеры для подражания, источники знаний, эмоциональных сил и развития. Крепкие родственные узы делают человека счастливым и здоровым, и особенно это касается малышей.
К сожалению родители сами нередко разрушают крепость семейных отношений, обесценивают друг друга в глазах ребенка, подрывают доверие, провоцируют отчуждение. Обиднее всего то, что начинается это с супружеской или родственной неприязни (например, муж не помогает по дому, жена ворчит, свекр выпивает, теща часто говорит неправду и т. д. ), но поток упреков и негативных сравнений получает ребенок: «Ты такой же, как твой / твоя … ленивый, ворчливый, безвольный, лживый и т. д. «Увы, но никогда после таких констатаций ребенок не будет меняться к лучшему, ибо тянуться не за кем: родные (а для малыша это — лучшие люди!) оказались носителями плохих качеств. И сказали об этом не чужие люди, а свои, родные,— и потому сомневаться в справедливости их слов не приходится.
Если ребенок любит своих близких, то в результате таких негативных сравнений он получает душевные травмы; если не любит — перестает уважать своих родителей, а потом начинает их игнорировать, испытывать к ним неприязнь и даже презирать.
Вряд ли такого воспитательного эффекта ожидают родители, которые частенько говорят фразы, подобные тем, что приведены в начале статьи. Тем более, что и на взаимоотношения взрослых эти фразы действуют губительно, ведь никому не понравится, когда ему указывают на его недостатки («ну и что, что справедливо, все равно неприятно и обидно!»), тем более, позорят в глазах собственного отпрыска. Каким бы ни был человек, он хотел бы иметь авторитет у своих детей, а не быть худшим из всех примеров. Если же супруг или
Как же правильно стимулировать детей на достижения; и если необходимо проводить сравнение, то как грамотно это сделать?
1. Чтобы
2. Очень осторожно сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Многие родители говорят так: «Я хочу, чтобы мой малыш стал лучше. Я указываю ему на других детей, на их достоинства, чтобы он видел, как нужно делать, брал с них пример, тянулся за ними». Но помогают ли подобные
Почему возникают эти чувства? Потому что сравнения обесценивают человека. Поэтому сравнение — это не столько стимуляция ребенка стать лучше, сколько программирование отрицательных качеств и негативных душевных состояний!
3. Чтобы дети развивались в соответствии со своими возможностями, попробуйте ставить перед каждым ребенком индивидуальные цели: например, выучить сложное стихотворение к определенному сроку, научиться играть в шахматы, подтягиваться на турнике и т. д. И сравнивайте каждого из них с ним самим, но в прошлом, непременно начиная сравнения словом «молодец» или «умница». Например, «Умница! В прошлый раз в твоем диктанте было четыре ошибки, а сегодня — только две».
Если ребенок тревожно‑мнительный и нуждается в поддержке, говорите ему, что он не умел ходить и научился, не умел читать и научился, не умел плавать и тоже научился. Значит, он может научиться практически всему, чему захочет.
4. Если нужно указать ребенку на
И уж если, воспитывая ребенка, без сравнений никак не обойтись, и с уст начинает слетать привычная фраза: «Ты такой же…»,— закончите ее
Психолог Дина Нагимова