Свежий номер! 

 

УШЁЛ НА ФРОНТ С ЗАВОДА

Памяти Героя Советского Союза В.Д.Анисимова

Пять тысяч за активность

В Краснокамске работает "Команда ДоброТы"

 

Реклама

Родители и дети: разговор, осушающий слезы («ВК» №37)

Как часто мы, родители, не понимаем, почему наши дети ведут себя так непрактично, неправильно, и вообще, не «так как надо»? Почему они не делают выводы из прошлого и не думают о своем будущем? Причем это непонимание подрастающего поколения касается не только родителей малышей и подростков, но и тех, чьи дети вступили в юношеский возраст.

А все дело в том, что абсолютное большинство детей мыслями находится в настоящем, а взрослые либо «застревают» в воспоминаниях о прошлом, либо «убегают» в будущее. Именно поэтому истинная картина происходящих событий у детей может не совпадать и даже кардинально отличаться от того, что думают о ней взрослые мама и папа, которые нередко руководствуются домыслами, искаженными представлениями, а порой и фантазиями относительно жизни их чад.

Откуда же берутся эти искаженные представления?

Первая причина того, что взрослый человек поверхностно судит о том, что случается в жизни его ребенка, а значит, и причина сложностей в отношениях с ним — неумение находиться мыслями здесь и сейчас. Большинство из нас, взрослых, как правило, очень невнимательны к тому, что происходит в данный момент. Мы забываем важные детали разговора, который только что вели. А не запомнили, потому что в это время, скорее всего, думали о другом.

Вторая причина — особенности человеческого восприятия и передачи информации. Вспомним детскую игру «Испорченный телефон». Парадокс, но эта игра — абсолютная реальность в нашей взрослой жизни. Научно доказано, что любая поступающая информация — услышанная или увиденная — меняется уже на первом входе, то есть у первого человека, кто ее услышал или увидел. Он передает воспринятое следующему человеку не буквально, а с собственными дополнениями, комментариями, упущениями, исходя из своих личных убеждений, представлений, отношения, пристрастий, в зависимости от своего настроения и самочувствия.

Ученые назвали это явление «закономерностью искажения смысла информации». И эта закономерность действует тем сильнее, чем большее число людей вовлечено в передачу информации.

Знание этих двух причин, из-за которых взгляды родителей и детей на какие-то события не совпадают, помогает понять, что во многих ситуациях могло бы не быть конфликтов, если бы родители попытались установить «истинную картину» происходящего.

Каким образом? Цивилизованным, спокойным разговором — уважительно и терпеливо: задавая необходимые вопросы, внося необходимые уточнения, рассеивая недостоверные факты, дополняя недостающие сведения.

Пожалуйста, помните:

1. Эмоции, которые сразу же подключаются к разговору (а это, как правило, раздражение, гнев, обида, досада, разочарование, злость), могут сыграть плохую службу.

2. Постарайтесь опираться в разговоре на факты, на разумные доводы.

3. Многократно спрашивайте себя: «А что происходит / происходило на самом деле?», «Что мой ребенок ожидает конкретно от меня?», «Чего он вообще на самом деле хочет?», «Помню ли я, чего хочу сам (а)?»

4. Старайтесь следовать рекомендациям:

• Не делайте поспешных выводов!

• Учитесь легкости восприятия. Отбросьте далеко не всегда уместную сверхсерьезность. В реальности не все так страшно и драматично, как рисует наше воображение.

• Уточняйте факты, которые необходимы для понимания «истинного лица» ситуации, но понять стремитесь, в первую очередь, чувства ребенка.

• Сами старайтесь передавать информацию другим людям, в том числе детям, достоверно и полно.

• Разговаривайте с ребенком! Не говорите по очереди, а именно разговаривайте. Разговаривать — это значит слушать и слышать: уметь воспринимать ситуацию с другой точки зрения, не совпадающей с вашей, но тоже правильной; в замечаниях и критике из уст ребенка слышать не капризы или протест, а его попытку донести какую-то важную информацию о его отношениях с окружающими; учиться принимать и себя и, одновременно, ребенка; а еще — помнить о праве каждого на несовершенство и ошибки.

Примеры грамотных диалогов родителей и детей приведем из книги замечательного детского психолога Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».

Ответ на вопрос, поставленный в заглавии книги, неоднозначен, потому что очень часто причины трудностей ребенка находятся не в перипетиях его жизни, не в людях, которые его окружают, а бывают спрятаны в сфере его чувств. В этих случаях практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. Лучше всего … его послушать,— правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи называют это «помогающим» или «активным» слушанием.

«Активно» слушать ребенка — значит, «возвращать» ему в беседе то, что он поведал, буквально — повторять его слова, при этом обозначив чувство, которое увидел родитель.

Например, диалог дочери и матери:

Дочь: Не буду носить эту уродскую шапку!

Мать: Вижу она тебе не нравится. Ты расстроена.

А в жизни чаще всего совсем другая реакция: «Перестань капризничать! Вполне приличная шапка!»

В первом случае реакция девочки — доверие маме в ответ на понимание, во втором — скандал с взаимными обвинениями, либо позиция жертвы, в которую девочка попадет, подчинившись давлению мамы. И тогда — слезы, отчаяние, чувство одиночества, причем, у обеих.

Чтобы диалог с ребенком построить правильно, нужно учесть еще несколько деталей:

1. Разговор надо вести, повернувшись к ребенку лицом.

2. Очень важно, чтобы его и ваши глаза были на одном уровне (поэтому, если он сядет на пол, надо опуститься за ним вслед).

3. Ответы родителя на слова ребенка должны звучать в утвердительной форме.

4. Надо уметь «держать паузу»: дать ребенку время собраться с мыслями и самому начать рассказ о своих затруднениях, а не «засыпать» его вопросами.

5. В ответе на слова ребенка важно обозначить его чувство или состояние, в котором он находится: «Ты устал, раздосадован, зол… тебе плохо, тоскливо… ты испытываешь одиночество, обиду, ненависть, желание отомстить и т.  д. «Даже если вы не угадали, что на самом деле испытывает ребенок, ваш настрой на понимание поможет ему самому обозначить свое состояние.

6. Уместно задать пару вопросов: «А что случилось?», «Ты что, на него обиделся?», чтобы проявить свою заинтересованность, но ни в коем случае нельзя превращать опрос в допрос.

Надо признать, что беседа по способу «помогающего» или «активного» слушания очень непривычна для нашей культуры, но результаты ее — потрясающие! Прежде всего, исчезает (или ослабевает) отрицательное переживание ребенка, ведь известно, что разделенное горе уменьшается вдвое. Кроме того, увидев, что его не ругают, ребенок переходит от жалоб к рассказу о своих трудностях (многие родители удивятся, узнав, что в жизни их ребенка — куча проблем). Кроме того, рассказывая о своих затруднениях, ребенок в процессе проговаривания сам может додуматься, как «разрулить» ситуацию или приблизиться к решению своих сложностей.

Кстати, эти приемы построения диалога работают и со взрослыми людьми. Воспользуйтесь ими и попробуйте, используя наши рекомендации, поговорить с близким человеком, с мужем, подругой, коллегой. Возможно, вы не только окажете им добрую услугу, осушите слезы, смягчите переживания, но и узнаете о них больше, и почувствуете, что стали друг другу еще ближе.

Психолог Дина Нагимова