Свежий номер! 

  

НАШ ЗЕМЛЯК В КХЛ
Хоккеист Евгений Митякин провел мастер-класс в СК "Ледовый"

Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...
Как в старые добрые времена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

О достоинстве человека («ВК» №04)

Окончание. Начало в №2

Наше понимание достоинства настолько неопределенно, что часто путается с такими понятиями, как гордость, престиж, аристократизм, благополучие. В чем-то эти понятия перекликаются, но все же они — разные. Между чувством собственного достоинства и гордостью нет ничего общего, так как гордиться можно (и то не всегда нужно) результатами своего труда, своими достижениями и тем, что выгодно отличает одного человека от других,— достоинство же неотъемлемо в каждом из людей.

Достоинство и аристократизм — врожденные качества, и в этом их сходство. Но достоинство — личное чувство, это убеждение каждого человека в своей бесценности. А аристократизм — родовое достоинство.

Престиж и достоинство в определенном смысле — антагонисты. Престиж — это аура благополучия, успеха, а достоинство — это честь быть человеком, который вызывает уважение и уважает себя, может быть, именно в крайней степени неблагополучия.

Отличие благополучия от достоинства в том, что порой оно достигается готовностью человека получать какие-то преимущества и выгоды («получать блага» — благополучие) ценой личного достоинства, компромиссов, безнравственного поведения (человеческого, гражданского).

Укреплять в себе чувство собственного достоинства помогают четыре основных личностных качества: уважение (к себе и к другим), уверенность (в своих силах, в правоте своих убеждений), внутренняя свобода (отсутствие болезненных зависимостей и привязок) и умение сделать выбор (для приложения своих знаний, сил и талантов).

В повседневной жизни проявления достоинства людей можно заметить в следующих ситуациях:

• Когда человек заинтересован в том, чтобы приносить благо окружающим и готов что-то делать для этого, даже если приходится жертвовать собственным комфортом.

• Когда человек выполняет взятые на себя обязательства. Это может быть исполнение долга — перед Родиной, перед родителями, перед детьми, воинского долга — или просто умение «держать слово», выполнять обещания.

• В судебной практике, когда человек подает «иск о защите чести и достоинства», отстаивая свое порушенное право на уважение и требуя публичных извинений.

• В состязаниях, особенно спортивных, когда человеку приходится, преодолевая препятствия, превозмогая физический и психологический дискомфорт, испытывая поражения, оставаться «на высоте» и не терять лица.

• В экстремальных ситуациях, когда по душевному порыву или профессиональному долгу человек спасает людей, кормит их, лечит, оказывает эмоциональную поддержку.

• В занятиях благотворительностью и оказании помощи тем, кто в ней нуждается.

Чтобы развить в себе достоинство, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

1. Лучше всего, найти себе пример для подражания — историческое лицо, литературного героя или просто знакомого человека, чье поведение и поступки вызывают уважение.

2. Держать данное слово, стараться не давать «пустых» обещаний, не менять свою точку зрения на противоположную.

3. Помнить о законе воздаяния и стремиться быть благодарным окружающим людям за помощь, поддержку.

4. Не бояться борьбы, ибо противостояние тяжелым нагрузкам и преодоление собственных слабостей формирует у человека уважение к себе.

5. Получать знания. С приобретением все новых познаний у человек появляется ощущение компетентности, уважения в своих глазах и авторитета в глазах других людей.

6. Не допускать уничижительного обращения с собой со стороны окружающих, но и не пытаться реализовать себя за счет возвышения над другими людьми.

7. Тренироваться в полемике, уметь аргументировать и отстаивать свою точку зрения в споре.

Начинать формировать чувство собственного достоинства, конечно, лучше с детства.

И прежде всего, надо воспитывать у ребенка уверенность в своих силах. И пусть он в чем-то не успешен, надо научить его компенсировать свой недостаток в одной области достижениями в другой. Например, если ребенок плохо усваивает учебные предметы, надо поощрять любую спортивную, художественную и досуговую деятельность, в которой он сможет добиться успеха. Самое сложное — преодолеть первый этап обучения, когда много трудностей и преодоления, а результата пока не видно. Следует поощрять малейшие успехи ребенка, но только не хвалить его на каждом шагу без повода, чтобы вместо достоинства не воспитать в нем кичливость и самомнение. У ребенка повышается самооценка.

Осознание собственных недостатков может помешать развитию личности, но может дать эмоциональный заряд для дальнейшего роста.

Если же родители придерживаются в воспитании принципов вседозволенности или авторитарного подавления, то у ребенка формируется неустойчивая или заниженная самооценка. Возникает чувство неуверенности, незащищенности и зависимости от родительского настроения. А неуверенность в своих силах в свою очередь нарушает процесс умственной деятельности. Ребенку сложно добиться успеха. Подавленное самоуважение пытается найти выход в протестном поведении.

Чтобы этого не происходило, важно установить границы дозволенного, в пределах которых малыш будет развиваться, но которые не следует нарушать даже родителям, чтобы ребенок ощущал внутреннюю свободу.

Уже маленьких детей надо приучать отвечать за свои поступки, но при этом делать акцент не на наказании, а на формировании у них чувства любви и уважения друг к другу. Родители должны формировать у ребятишек доброжелательное отношение друг к другу не нравоучениями, а собственным примером. Конечно, жизнь в современном мире нередко наполнена конкуренцией и враждебностью. И иногда дети учатся злобности и проявлению агрессии у собственных родителей, которые не могут сдерживать свои эмоции и самым «мощным» аргументом в воспитании считают унижение своего чада через окрики и физические наказания. Такой опыт взаимодействия ребенок переносит на общение со сверстниками, и тогда любая проблема решается кулаками. Драка становится не только игрой между сверстниками, но и единственным способом добиться признания.

Пресекать грубость в поведении ребенка надо не физическим наказанием, а обсуждая с ним суть таких ценностей, как доброта, целостность, честность, прямота, правдолюбие и т. ?д. а еще лучше, следить за проявлением этих ценностей в жизни ребенка и поощрять их проявлениями любви и уважения.

Малышей надо учить противостоять своим слабостям, воспитывать в них выдержку, упорство и дисциплинированность. Причем воспитание первое время должно быть основано исключительно на положительном подкреплении, когда ребенку приятно, выгодно и почетно проявлять эти качества. К детям постарше помимо наград и похвал, можно предъявлять больше требований, но ни в коем случае не наказания, основанные на унижении и паническом страхе.

Чтобы ребенок не привыкал хитрить, обманывать, лавировать между родителями, пользуясь их разногласиями, надо договориться в семье о единых требованиях к малышу. Следует помнить, что семейная атмосфера, которая способствует формированию достойного, уверенного в себе человека, как правило, отличается доброжелательностью, демократичностью и открытостью. И очень трудно формировать чувство собственного достоинства у ребенка, если в личности родителей это качество отсутствует.

Впрочем, достоинство человека как раз и проявляется в его способности исправлять свои (а иногда, и чужие) ошибки и постоянно делать нового человека из самого себя.