Возможно, многим представителям старшего поколения знакома следующая картина. Дети выросли. Создали свои семьи, иногда выбрав себе супругов, не спросив, а то и вопреки мнению родителей. Завели своих собственных детей, которых не умеют толком воспитывать. Живут своей взрослой жизнью, и даже, если находятся с родителями под одной крышей, держат дистанцию и требуют не лезть к ним с советами. У них собственные мечты, планы, проекты, о которых они не намерены сообщать своим мамам и папам. Они твердят, что хотят жить «своим умом», и совсем не ценят того, что умудрённые жизненным опытом родители «жили ради них, ничего не жалели, здоровье на это положили, не доедали, не досыпали…» И некогда близкие друг другу люди всё больше и больше отдаляются.
Всю свою жизнь старшее поколение было занято добыванием хлеба насущного: работе на износ да
Отношения родителей и детей — в любом возрасте — бесконечные вопросы. И строить отношения — нелегкий труд, тем более, когда с годами нарастает слабость, накапливаются болезни и усталость от забот. Многие вещи в таком возрасте непонятны и пугают. Жизнь идет вперед, и пожилые люди чувствуют, что уже не успевают за ней. И поэтому, чем дальше идут года, тем сильнее им хочется мыслями возвращаться в прошлое и оставаться в своем
Однако динамичное время, в котором мы живём, заставляет пересмотреть отношение к возрасту за 60 и 70 лет. Антропологи советуют людям после 70 лет изменить отношение к себе и к своей жизни и начать активно «сочинять» новое будущее. Например, пожилым супругам заботиться не столько о детях и внуках, сколько о себе и друг друге. Работникам, вышедшим на пенсию,— менять род занятий, осваивая новые специальности и заставляя себя обучаться новым навыкам.
В общем, кому семьдесят и «за», не должны жизнь доживать и одежду донашивать. Жить и носить! Пропагандируя свои интересы, увлечения и стиль. Даже слова «старый человек», «престарелый» и «пожилой» предлагается заменить в своей повседневной речи на другие «имена», например, «человек серебряного возраста», «королевского» или «третьего» (считая детство — первым, а зрелость — вторым).
Однако и в «королевском» возрасте, несмотря на накопленную мудрость, взаимную привязанность и старания, случаются проблемы «отцов» и «детей». Есть три негативных сценария взаимоотношений между взрослыми детьми и их пожилыми родителями:
1. Пожилые родители отказываются от
2. Следующий сценарий — с точностью до наоборот: сколько бы ни оказывали взрослые дети помощи своим пожилым родителям, все оказывается мало и все не так. В
3. Третий сценарий — самый печальный; когда взрослые дети стараются не вспоминать о своих родителях, и помощи им не оказывают. Они винят маму и папу во всех своих жизненных неудачах и проблемах. И дело не в том, что родители не любили своих детей или делали
Как же перевести эти негативные сценарии в единственный позитивный — дружеское сосуществование пожилых родителей со своими взрослыми детьми, основанное на взаимной поддержке и взаимном уважении?
Прежде всего, надо понять, что кризисы в отношениях людей разных поколений неизбежны, как бы эти люди не любили друг друга. Кризисы — это время перестройки отношений, иногда длительной и болезненной, но абсолютно закономерной. Это время изменения себя, а не повод для обид, упреков, взаимных обвинений или чувства вины.
Например, один из самых болезненных кризисов — это вступление выросших детей в брачные отношения. Тогда родители перестают быть со своими детьми единой семьёй, а переходят в категорию «родня», то есть должны отдалиться от них. Но очень многим любящим родителям сделать это чрезвычайно тяжело. И если молодые живут вместе с родителями или находятся с ними в тесном контакте, возникает необходимость выстроить границы допустимого вмешательства или невмешательства в дела друг друга. Определив эти границы, можно избежать последующих проблем. В первую очередь, тёщам и тестям, свекровям и свёкрам необходимо уважать выбор своих детей и признать автономность молодой семьи, а молодёжь, в свою очередь, может помочь родителям не чувствовать своего одиночества после отдаления.
Следующий кризис наступает, когда в молодой семье появляются дети. Старшему поколению, умудренному опытом воспитания собственных детей и не растратившему всего заложенного природой родительского потенциала, часто хочется воспитывать внуков по своему усмотрению (да ещё продолжать воспитывать своих детей). Но правильным будет принять роли бабушек и дедушек как помощников молодым родителям, а не заменять их и не вытеснять собою.
Ещё один нормативный семейный кризис начинается тогда, когда внуки подрастают, активной помощи
Каждый из вышеназванных кризисов может закончиться позитивно (конструктивно), когда жизнь после него наполняется новыми смыслами, «заново строится», или негативно (деструктивно), когда жизнь становится всё более унылой и однообразной, и постепенно психологически угасает.
• Конструктивный выход из семейных кризисов для пожилых родителей заключается в обновлении их социальных контактов с родственниками и возникновении нового круга общения, в получении удовольствия от супружеских отношений, в личностном росте, в появлении хобби, которые в прошлом откладывались
• Деструктивный выход заключается в отказе от личной жизни и духовного развития, в сужении круга интересов, в зацикленности на своих болезнях, в пренебрежении к собственному внешнему виду и к своим потребностям, в сосредоточении исключительно на домашних делах, в стремлении жить жизнью детей и внуков, в обеднении или разрушении супружеских отношений (полное одиночество или одиночество вдвоем).
Разговор о том, что можно предпринять представителям старшего поколения, чтобы, несмотря ни на какие кризисы, сохранить мир в своей душе и мирные отношения со своими взрослыми детьми, мы продолжим в следующем номере газеты.
Продолжение следует.
Психолог Дина Нагимова