Свежий номер! 

  

НАШ ЗЕМЛЯК В КХЛ
Хоккеист Евгений Митякин провел мастер-класс в СК "Ледовый"

Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...
Как в старые добрые времена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Опасные игрушки («ВК» №23)

В первый день лета во многих странах отмечается один из самых старых международных праздников — День защиты детей. Первоначально в 1925 году на Всемирной конференции в Женеве, когда было принято решение о его проведении, речь шла о признании социальных прав детей. После Второй мировой войны, унесшей сотни тысяч детских жизней, в 1949 году ООН объявила одним из приоритетных направлений своей деятельности защиту не только прав, но и жизни и здоровья детей.

Спустя несколько десятилетий, уже в настоящее время мы говорим о том, что наши дети по-прежнему нуждаются в защите — причем не только от физической, но и от информационной агрессии, разрушающей, прежде всего, хрупкую детскую психику. От нее малыша трудно уберечь даже тогда, когда он растет в благополучной семье в окружении своих игрушек, заботливо подаренных любящими родителями и родственниками. Ведь именно игрушки могут стать носителями «вредных информационных вирусов».

Задумывались ли вы над тем, что игрушка — это не просто детская забава? Что не все детские игрушки хороши и полезны? Что не всегда можно доверять их производителям, потому что все чаще наряду со словом «игрушка» звучит тревожное «антиигрушка»?

Если раньше специалисты предупреждали лишь о физическом ущербе, который могут нанести малышу кукла или машинка, изготовленные из некачественных материалов, то в последние годы тревогу забили педагоги и психологи. Уж слишком очевидны изменения, происходящие в психике и мировоззрении подрастающих поколений под влиянием игрушек, с которыми они играют.

Очевидно, что игра и игрушка — важнейшие составляющие культуры любого народа и государства. С одной стороны, какова культура, таковы и игрушки. Но справедливо и обратное: каковы детские игрушки, такой и будет культура, когда дети, играющие в них, станут взрослыми. Ведь игрушка, прежде всего, развивает ребенка, учит взрослой жизни в детском ее варианте.

Любая игрушка является развивающей. Вопрос в том, что она развивает: мышление, заботливость, трудолюбие или агрессивность, тревожность, равнодушие? Одно дело, когда малыш в игре кормит, лечит и пестует свои игрушки, и улыбающиеся лица пупсов говорят ему о том, что это благодарный «труд». И совсем другое, когда ребенок играет игрушечной бензопилой игрушечного маньяка, то воюя с ним, а то и подражая ему. Какой будет взрослая жизнь этих детей? Ведь любой ребенок не просто играет игрушкой, он играет с игрушкой как с партнером, одушевляя ее, наделяя своими представлениями о мире и, одновременно, копируя ее образ.

Именно в эти моменты в душе ребенка закладываются первоначальные понятия добра и зла, отпечатываются в сознании яркие образы их носителей, и от того, какими они будут, зависит формирование морально-нравственных представлений подрастающей личности. Все, что ребенком проиграно, находит отражение в его реальной жизни. Если ребенок в игре ведет себя гуманно, милосердно, заботливо, то у него формируется некий образец того, как это нужно делать, став взрослым. И наоборот, если ребенок в игре становится агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно проявится когда-нибудь в той или иной ситуации.

Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка на сознание крохи, и какую программу она в себе несет. А поскольку есть добро и зло, положительный идеал и антиидеал, то произошло разделение игрового материала детей на игрушки и антиигрушки. Как их отличать?

Хорошие, полезные игрушки ставят перед собой благородную воспитательную задачу — учить добру, красоте, мудрости и со-радости. Они средство обучения, развлечения и даже лечения, так как помогают бороться со многими детскими страхами или капризами. Они знакомят ребенка с профессиями, с народами и странами, с историей и культурой своей родины. Через игрушки он привыкает к орудиям труда, к предметам домашнего обихода, мебели, одежде, технике, существующим в современном для него обществе.

Плохие игрушки — антиигрушки — это больше, чем некрасивые, нефункциональные или некачественно сделанные, с острыми краями или мелкими деталями предметы. Часто антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов фирменные изделия зарубежного или отечественного производства. Но они исподволь формируют искаженные ценности в душе ребенка, ориентируют его не на позитивные идеалы культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, ненависти, безразличию, распущенности, стяжательству.

Ребенок — это член общества, в котором он живет. Став взрослым, он станет носителем тех идеалов, которые были заложены в детстве. Если малыш с детства привыкает к определенному «формату отношений», то в дальнейшем он будет строить именно такие отношения. Например, если перед взором мальчика постоянно находится жуткий бесчувственный робот с огромным огнеметом и устрашающим выражением лица, то именно такой «формат» будет формироваться. Именно с позиции силы и устрашения взрослый мужчина будет решать все жизненные задачи. Или другой пример, для девочек — классическая кукла Барби и «формат» гламура: многие из тех, кто играл в детстве в Барби, повзрослев, стали сами копировать стиль «Барби». А сегодняшние малышки в восторге от новой брендовой куклы Братц, что переводится с английского жаргона как «оторва». Какие ценности она сформирует в будущих женщинах?

Такие игрушки, как покемоны, роботы, киборги, способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, что в последствие часто реализуется в жизни по отношению к более слабым — животным или маленьким детям. Ведь если ребенок с детства окружен представителями нечистой силы, то в нем атрофируется способность к вере, состраданию, сочувствию, милосердию.

Еще одна беда, которую несут многие современные антиигрушки, в том, что они формируют потребительское отношение к жизни: они насаждают идею обладания и разрушения, но не самостоятельного творчества. Они вытесняют развивающую игру, подменяя ее жестко навязанным, чуждым по идеологии, оторванным от реальной действительности сюжетом.

Зачастую родители уверены, что чем игрушка «навороченней», тем она лучше. Но это совсем не так. Для ребенка детализированная, технологичная, максимально напичканная электроникой игрушка — не атрибут и не стимул творческой игры, а всего лишь возможность ловко манипулировать технически сложным предметом. То есть ребенок не развивает фантазию, а осваивает и использует то, что может это устройство, именуемое «игрушкой».

Многие родители и специалисты, работающие с детьми, с тревогой констатируют, что под влиянием негативных «игрушечных» тенденций у детей происходит трансформация картины мира. Во-первых, наблюдается меркантилизация детского сознания, выражающаяся в преувеличенно значимом отношении к деньгам, в желании в будущем заниматься только бизнесом, в желании приобрести финансовую самостоятельности любой ценой, в том числе, криминальными способами. Во-вторых, формируется вестернизация — культ силы, наглости, агрессии, безнаказанного захвата чужого в сочетании с романтикой криминальной жизни. В-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция к танатизации — усиление мотивов смерти, гибели всего живого на земле, уничтожения природы, экологической катастрофы.

К сожалению, отличить антиигрушку от хорошей игрушки не всегда легко, ведь ее скрытый смысл может быть завуалирован в сопроводительной аннотации под истинные ценности, например, свободного развития, прогрессивных взглядов, силы и т. п. Кроме того, даже выпустив явно аморальную или жуткого вида игрушку, производитель, проведя масштабную рекламную компанию, привлекает внимание к своему товару, помещая его изображение на предметах детской одежды, на упаковке продуктов и пр.

Как противостоять, по каким критериям отбраковывать антиигрушки от настоящих, хороших, и главное, как устоять любящим родителям, если ребенок желает иметь то, что есть у других детей и настойчиво требует купить именно антиигрушку, мы поговорим в следующем номере газеты.

Продолжение следует.