Свежий номер! 

  

НАШ ЗЕМЛЯК В КХЛ
Хоккеист Евгений Митякин провел мастер-класс в СК "Ледовый"

Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...
Как в старые добрые времена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Воспитание - в ногу со временем («ВК» №51)

На протяжении многих веков мальчики и девочки воспитывались порознь и по-разному. Они играли в разные игры и интересовались разными вещами и, вырастая, продолжали придерживаться преимущественно своей сферы интересов.

Одна из наиболее характерных примет современности — сглаживание половых различий. Не так-то просто порой определить: мальчик или девочка качается в комбинезоне на качели, девушки или юноши проносятся мимо на роликах. Унификация полов касается и внешнего облика, и внутреннего психологического склада личности. Иногда кажется, что мужественность и женственность в людях перепутались: некогда мягкие, дипломатичные и миролюбивые женщины превратились в жестких, агрессивных, напористых и властных «железных леди», а мужчины эволюционировали с точностью наоборот — среди них все больше слабых, несамостоятельных и неуверенных в себе людей.

Неудивительно, что, став родителями, они воспитывают таких же напористых и независимых дочек и «пластилиновых» сыночков, не готовых позаботиться не то что о своей семье, но даже о самих себе…

Существует условное разделение мальчиков и девочек по поведению и воспитанию на классических и неклассических. Классические — это те, воспитание и поведение которых соответствует общепринятым нормам общества, в котором они живут. Неклассические же идут вразрез с существующей нормой, обладают определенными чертами, приписываемыми противоположному полу. «Маменькин сыночек» — это пример неклассического мальчика, а девочка-»пацанка» — неклассической девочки.

Рассмотрим особенности полового воспитания классических и неклассических девочек и мальчиков.

Традиционное воспитание определяется биологическим полом ребенка, который формируется в момент зачатия при соединении хромосомных наборов родителей и влияет на анатомическое строение тела и психологические особенности маленького человечка: на чувства, сознание и поведение. Уже в первые месяцы жизни обнаруживаются различия между мальчиками и девочками.

Мальчишки и девченки впервые начинают относить себя к определенному полу к полутора годам, а к трем-четырем годам они с помощью родителей и окружающих уже знают о своей половой принадлежности, различают пол других детей и взрослых. Половые различия проявляются в уровне эмоциональных реакций, в специфических интересах, в склонностяхк определенным играм и видам деятельности, в характере мышления.

От биологического пола нужно отличать понятие «гендер» — ожидания со стороны окружающего общества определенного поведения человека. Например, гендерные ожидания заключаются в том, что, несмотря на равенство мужчин и женщин в их правах, мы все же представляем себе женщину более нежной, эмоциональной, отзывчивой. Она — представитель «слабого» пола, выполняет более легкую работу, чаще подчиняется воле мужчины, воспитывает детей и смотрит за домом. Мужчина же — в соответствии с гендерными ожиданиями — представляет собой ее противоположность: социально активный «охотник и добытчик» материальных благ для семьи.

Таким образом, классическое половое воспитание ребенка учитывает его половую принадлежность и гендерные ожидания. Именно поэтому почти с самого рождения мы воспитываем мальчиков и девочек неодинаково: снисходительней относимся к плачущей дочке, чем к плачущему сыну. На мальчика чаще повышаем голос и чаще применяем грубые формы наказания. Девочку чаще обнимаем, целуем, берем на руки. И хотя родители прекрасно понимают, что любому ребенку необходимы ласка, тепло и внимание, но мальчикам раньше отказывают в нежности, а требуют с них больше.

В дальнейшем эти представления трансформируются в такие стереотипы, как: «Для женщины главное — семья, а для мужчины — зарабатывать и обеспечивать семью. Мужчины умнее, предприимчивее и талантливее. Мужчина должен проявлять инициативу. Женщина обязана терпеть, когда ей трудно,— ради детей и семьи».

Подобных стереотипов можно привести множество, и все они основаны на том, что между мужчинами и женщинами существуют коренные психологические отличия.

Многочисленные психологические исследования наглядно показали, что мужчины и женщины имеют одинаковые мыслительные, творческие и интеллектуальные способности, духовный и нравственный потенциал.

Еще одна из выявленных особенностей — в ресурсах силы и способах выхода агрессии у мужчин и женщин. У женщин преобладает вербальная (словесная) агрессия, а у мужчин физическая: еще в детстве, выясняя отношения, девочки ругаются и обзываются, а мальчики — дерутся.

Но при всех половых и гендерных различиях в современном обществе считается обычным, что мужчины и женщины работают и зарабатывают примерно одинаково, пользуются одинаковыми правами и возможностями, с равной активностью участвуют в социальных и политических процессах.

Мужчины и женщины могут в одинаковой степени соответствовать этим требованиям, однако быть внутренне свободными им порой мешают стереотипы в отношении того, какими должны быть классические мужчина или женщина.

Современные взгляды на половое воспитание детей считают, что однозначный упор на воспитание только женских или только мужских моделей поведения нецелесообразно, так как ограничивает эмоциональное и интеллектуальное развитие как мальчиков, так и девочек.

Согласно этим взглядам, в каждом человеке могут мирно сосуществовать позитивные мужские и женские качества, то есть одновременно присутствует и женское и мужское начала, которые проявляются в различном соотношении независимо от биологического пола. Например, и мужчины и женщины в равной мере способны быть честолюбивыми, преданными, самостоятельными, нежными, решительными и чуткими. В зависимости от обстоятельств мужчина с такими чертами характера может быть независимым, решительным, но вместе с тем, он способен приласкать младенца и внимательно выслушать другого человека, а женщина может быть деятельной, разбираться в материальных вопросах и, тем не менее, свободно выражать свои чувства и заботиться о близких.

Природа создала человека гармоничным, а значит, мужские и женского черты должны уживаться в одном человеке, но в правильной пропорции соответственно полу. Такого человека, гармонично сочетающего смесь мужских и женских качеств, называют андрогинной личностью. Его главное достоинство — способность понять психологию представителя противоположного пола, и в случае необходимости, выполнить его социальные функции в семье или в профессии. Именно благодаря андрогинным качествам и мужчины и женщины могут успешно воспитывать детей (иногда в одиночку), руководить организациями, заниматься бизнесом, артистично перевоплощаться в кино и на сцене, кормить и лечить людей.

Как же придерживаться золотой середины в воспитании, формируя мальчиков мужественными, а девочек женственными,— но при этом гармоничными людьми?

Продолжение следует.