Инвалидность — беда из тех, о которых особенно не задумываешься, пока она не коснется лично тебя или твоих близких. Инвалидность, как «черный день» в жизни не планирует никто. Но ведь любой из нас не застрахован от случайных травм, тяжелых болезней, недоброкачественного лечения, техногенных катастроф, неблагоприятных возрастных изменений. По прогнозам через полвека
Уже сегодня по данным ООН 15% населения земного шара имеют ту или иную форму инвалидности. В России более 10 миллионов человек получают пенсию по инвалидности, и еще около 5 миллионов, имея тот или иной недуг, официально не оформили соответствующий статус. Растет число
Знаем ли мы о них? Думаем ли? Видим? Увы…
Но ведь любой человек без инвалидности может столкнуться с этой проблемой в любой момент своей жизни, и даже если ему «повезет» прожить благополучную жизнь, то ограничения физических возможностей просто придут вместе со старостью.
Раньше инвалидность воспринималась только с медицинской точки зрения: считалось, что люди с инвалидностью являются больными и нуждаются исключительно в лечении. Современный подход к проблеме предлагает посмотреть на нее с других сторон — экономической, социальной, духовной. Кроме государственной поддержки и реализации реабилитационных программ — медицинской, психологической, трудовой, творческой,— необходимо формировать в массовом сознании новую культуру взаимоотношений. Такую, при которой не будет технических препятствий и психологических барьеров для общения и сотрудничества между здоровыми людьми и людьми с инвалидностью. Речь идет о формировании культуры инвалидности.
Проблему отсутствия культуры инвалидности, описание чувств и переживаний людей, разделенных стереотипами отношений, впервые описал Герберт Уэллс в своем фантастическом рассказе «Страна слепых» (1904 г. ) Герой Уэллса попадает в племя, все жители которого от рождения слепы. Он уверен, что, будучи единственно зрячим, он станет правителем этого народа. Однако весь быт племени рассчитан на людей, которые не видят, и зрение незадачливого путешественника никому не нужно. Более того, жалея его и пытаясь помочь ему стать «как все», сердобольные местные врачи решили избавить его от «страданий», которые, как им казалось, он испытывал при «ненормальных» движениях глазных яблок и век…
Еще один, уже современный, художественный пример — британский короткометражный фильм «Разговоры» (2002 г., режиссер М. Паркхил). Это
Эти сны помогают молодому человеку
Прямо противоположный пример — не фантастика, а реальность. В конце XX века этнографы случайно обнаружили в отдаленной мексиканской деревне среди жителей очень много глухих людей, хотя большинство — были слышащими. Однако все без исключения обитатели деревни легко общались друг с другом, так как с самого детства знали язык жестов, выучивая его во время детских игр. В этой деревне отсутствие слуха не было инвалидностью, потому что не накладывало никаких ограничений — многие люди даже не всегда знали, кто из их соседей слышит, а кто — нет. В этом и есть смысл культуры инвалидности — те или иные отличия в физических или интеллектуальных возможностях не воспринимаются как «инвалидность», если только их не делают таковыми сами люди.
Для того, чтобы отношение к инвалидности в нашем обществе менялось, очень важно говорить об этом с детьми — гораздо легче научить правильному отношению к этому явлению ребенка, чем переучивать взрослого. Но нередко родители и педагоги, желая обсудить с детьми вопросы инвалидности, воспитать их корректными, просто не знают, с чего начать.
Иногда сами взрослые испытывают неловкость и даже легкую панику, когда впервые в жизни общаются с человеком в коляске или с незрячим; не знают, как реагировать, если узнают, что у человека есть психическое заболевание.
За последние годы ситуация в стране начала меняться, хотя и очень медленно. Появляются программы инклюзивного образования, когда дети, имеющие инвалидность, и дети без инвалидности могут учиться вместе. Понемногу улучшаются условия для передвижения по городу в колясках. Некоторые благотворительные организации проводят в школах лекции для детей об инвалидности. По примеру западных стран многие фирмы и компании организуют для своих сотрудников специальные семинары по вопросу корректного отношения к «людям с физическими недостатками» — употребляется именно такой термин.
Однако успех любого начинания зависит от того, изменит ли общество в целом отношение к инвалидности. Это мы рассмотрим в следующем номере газеты.