Свежий номер! 

  

НАШ ЗЕМЛЯК В КХЛ
Хоккеист Евгений Митякин провел мастер-класс в СК "Ледовый"

Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...
Как в старые добрые времена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

«Умный» рацион школьника («ВК» №37)

Окончание. Начало в N 36.

К вредной пище относятся:

1. Рафинированный сахар, в котором нет ни витаминов, ни минералов, а при его усвоении они еще и расходуются из организма в большом количестве. У 74% эмоционально неустойчивых и гиперактивных детей расстроен метаболизм глюкозы, поэтому у них может быть «выплеск» неудержимой энергии на все сладкое, включая, например, фруктовые соки.

2. Транс-жиры (гидрированные жиры) — растительные маргарины и спреды, используемые как заменители сливочного масла. Их много в готовой выпечке, печенье, чипсах. В больших количествах они могут менять психический статус и отрицательно влиять на работу мозга.

3. Кофеин и кофеиноподобные вещества, входящие в состав колы, пепси, фанты и других тонизирующих напитков с подсластителями. Они повышают возбудимость и тревожность.

4. Красители, стабилизаторы и вкусовые добавки. Из питания гиперактивных детей с синдромом дефицита внимания их надо исключать все. В 2010 году в ходе эксперимента в одной из московских школ было доказано, что полное исключение из рациона продуктов, содержащих искусственные консерванты, красители, ароматизаторы, а также глутамат натрия, кофеин и шоколад в течение 10 недель привело к видимому улучшению поведения приблизительно у половины учащихся.

5. «Провокатором» эмоциональной нестабильности детей может быть пищевой аллерген: любой продукт, не только химически синтезированный, но и совершенно натуральный, например, коровье молоко, яйца, фрукты и даже пшеница. В любом случае жесткое исключение аллергена из пищевого рациона позволяет многим детям успешно учиться без лекарств и психологической коррекции.

Полезные и важные элементы пищи:

1. Продукты, нормализующие микрофлору кишечника. Одним из факторов, способствующих непоседливости, может быть разрастание дрожжевых бактерий в кишечнике в результате частого употребления антибиотиков или употребления несвежих продуктов. Верное средство от этого — возродить нормальную микрофлору кишечника. Для этого необходимы «живые культуры», содержащиеся в кисломолочных продуктах. А еще можно приобрести в аптеке препараты полезных бактерий (бифидо-,лакто-, колибактерий) и давать их ребенку на ночь.

2. «Омега-3» — полиненасыщенные жирные кислоты, способные влиять на эмоциональное состояние человека и улучшать психический статус. Потребление продуктов, содержащих Омега-3 снижает уровень холестерина (что благотворно сказывается на работе сердца и сосудов), а также избавляет от приступов паники, улучшает настроение, и делает человека более уравновешенным.

3. Микроэлементы. Фосфор способствует образованию клеток мозга и улучшает нейронную проводимость. Сера нужна для насыщения их кислородом. Медь участвует в создании миелина — оболочки нервных волокон. Она необходима для усвоения железа и поддержания нормального состава крови. Селен и цинк оказывают выраженное антиоксидантное действие — повышают нашу сопротивляемость неблагоприятным условиям среды и вирусам, защищая нас тем самым от различных заболеваний. Калий необходим для нормального функционирования мягких тканей: сосудов, капилляров, сердечной мышцы, клеток мозга, печени, почек, желез внутренней секреции. Железо участвует в процессах кроветворения, в производстве гемоглобина. При его недостатке развивается анемия, появляются усталость, частые головные боли, раздражительность, желудочно-кишечные заболевания. Магний — один из главных микроэлементов, нехватка которого приводит к развитию гиперактивности. Он отвечает за работу нервной системы, помогает бороться со стрессами, тушит излишнюю эмоциональность. При его дефиците в организме происходит накопление свинца, который крайне вреден для центральной нервной системы. Как только недостаток магния возмещается, свинец выводится естественным путем. Недостаток магния вызывает у человека страхи, нервозность, бессонницу, головную боль, постоянное чувство усталости, сбои в сердечно-сосудистой деятельности. Дефицит магния чрезвычайно распространен среди тех, кто много ест сладостей и «загрязненной консервантами пищи». Йод особенно необходим при интенсивной умственной деятельности. Он стимулирует познавательную активность, поддерживает гормональный фон, помогает работе щитовидной железы. Для его пополнения в организме достаточно принимать йодированную соль, лучше морскую. Покупая ее, желательно выбирать соль не с йодитом калия, а с йодатом (KJO3). Он более устойчив и не разрушается при готовке.

4. Следует учитывать, что при неустойчивой психике, склонности к депрессии, возникновении страхов и навязчивых состояний необходимо питание, в котором мало фосфора, но много кальция и магния, так как фосфор в больших количествах перевозбуждает психику. А вот кальций успокаивает ее, так как совместно с витамином D «уравновешивает» фосфор. Продукты с большим содержанием кальция полезны не только для развития и укрепления костей и сосудов ребенка, но и для сохранения его нервной системы при стрессовых ситуациях. Именно поэтому их можно давать детям и утром для тонуса, перед важной контрольной или экзаменом, и вечером на ужин или перед сном — для полноценного отдыха.

5. Орехи и семена содержат в концентрированном виде практически все необходимые человеку питательные вещества. Особенно в этом отношении ценны грецкие орехи. Они питают клетки головного мозга и укрепляют нервную систему. Кешью восстанавливает обмен веществ, арахис помогает при заболеваниях дыхательных путей, фисташки регулируют уровень сахара и холестерина в крови. Один-два бразильских ореха в день поставляют необходимое количество селена, а столовая ложка тыквенных семечек — дневную норму цинка. Однако количество орехов и семечек гипервозбудимым и агрессивным детям следует строго ограничивать, так как это высококалорийные продукты, и энергию, которую они дают, дети со слабой регуляцией поведения не всегда могут сдержать.

6. Витамины. «Главный витамин» для мозга — витамин Е, а для нервной системы — витамины В1, В2, В6, В12. Они оказывают успокаивающее действие на периферическую нервную систему, но при этом активизируют работу клеток головного мозга. Витамин С помогает справляться с усталостью и стрессом, повышает иммунитет, помогает ребенку быть активным и внимательным. Кроме того, он способствует лучшему усвоению железа. Витамин D помогает в усвоении кальция, способствует профилактике рахита, участвует в обменных процессах, в синтезе ряда гормонов, в регуляции размножения клеток (стимулирует рост здоровых и подавляет раковые).

7. При похолодании, сокращении светового дня, увеличении учебной нагрузки рекомендуется проконсультироваться с врачом по поводу приема курса поливитаминов, которые помогут поддержать тонус ребенка. Обычно это комплексы, в основе своей содержащие витамины группы В, магний, холин, лецитин и незаменимые аминокислоты — лизин, триптофан и гистидин, являющиеся стимуляторами роста. Кстати, в больших количествах эти аминокислоты содержатся в белковой пище: мясе, рыбе и яйцах. Однако не рекомендуется давать детям блюда из мяса или рыбы перед сном, так как богатая белком пища медленно переваривается и действует на нервную систему возбуждающе. Дети при этом спят беспокойно и плохо отдыхают за ночь.

8. И самый важный компонент пищи — питьевая вода: не менее 1–1,5 литров в день, в зависимости от возраста и веса ребенка. Мозг на 80% состоит из воды и очень чувствителен к ее недостатку. Дефицит воды вызывает быструю усталость и головные боли. Поэтому каждый ученик должен иметь собственную бутылочку, к которой можно прикладываться прямо на уроке. Научно доказано, что дети, имеющие доступ к воде в течение всего школьного дня, гораздо лучше справляются с учебными нагрузками.

Конечно, какого-то уникального, секретного пищевого рациона, благодаря которому из детей вырастают гении, в природе не существует. Но если школьники будут питаться разнообразно, ежедневно получая все необходимое и избегая вредного, то, возможно, скоро они будут радовать нас не только бодрым настроением и хорошим поведением, но и отличными оценками в дневниках.