Есть такая притча: «Пригласил к себе царь Соломон мудрецов и спросил: «Есть ли такое слово, которое одно определяло бы все сущее и на земле и в космосе; все предметы, события и явления? «И ответили мудрецы: «Есть такое слово. И слово это — мера! ««
Действительно, все хорошо в меру: в меру кушать, в меру спать, в меру работать, в меру отдыхать. Даже любить, общаться с людьми, посвящать себя идее служения нужно в меру. Иначе недалеко до неумеренности и фанатизма, а это особенно опасно, когда речь идет о духовных исканиях.
В поисках истины, спасаясь от душевной боли, некоторые попадают под влияние харизматичных личностей, проникаются
Особенно опасно вовлечение в культ детей и подростков: дети некритично воспринимают идеи, предлагаемые взрослыми людьми, а подростки отличаются максимализмом, бунтом против родительского влияния, недостаточной ответственностью, стремлением найти упрощенные ответы на сложные вопросы. В группу риска попадают и пожилые люди, уставшие от жизненных невзгод и одиночества.
Какие же причины приводят людей в ряды религиозных адептов или страстных приверженцев
1. Эмоциональное неблагополучие в семье — один из наиболее значимых факторов. Унылое безрадостное существование, взаимные осуждения и придирки, постоянные ссоры, эмоциональная холодность членов семьи по отношению друг к другу, «выгоняют»
2. Пережитый кризис, возникновение ситуации, когда стабильный уклад жизни и душевный мир человека разрушился: смерть близкого человека, тяжелая болезнь, развод, увольнение с работы, утрата социального статуса и другие серьезные события, глубоко травмирующие и порой приводящие к потере смысла жизни.
3. Своеобразный духовный вакуум, существующий в нашем обществе в последние десятилетия. После распада СССР и идеологического краха, мы достаточно долгое время живем в отсутствии
4. «Одиночество в толпе», разобщенность людей, положение, когда они в большинстве своем равнодушны друг к другу. И даже если в семье все нормально, человек — существо социальное, и ему для полноценной жизни важно успешно вписаться в более широкое сообщество, но для
5. Тяга к самопознанию, интерес ко всему необычному, мистическому, особенно естественные в юном возрасте. Факторами, способствующими вовлечению в деструктивный культ, являются такие черты личности, как доверчивость, наивность, тревожность, застенчивость, инфантильность. Дополнительными обстоятельствами служат: склонность к депрессиям, состояние разочарования и безнадежности, страх и чувство вины, потребность в защите, теплых отношениях и авторитарной опеке. Известно, что дети из благополучных семей легче «клюют на удочки» из всевозможных обещаний. Дети же из неблагополучных семей, прошедшие суровую школу выживания, менее восприимчивы к внушению, но и они попадают в секты — в поисках доброты и смысла жизни. Наиболее уязвимы те, кто находится в состоянии стресса или конфликта с самим собой и с обществом, но в то же время более других нуждается в понимании и приятии окружающих.
Есть несколько признаков, по которым можно определить, что человек подвергается обработке, что его втягивают в культ, формируют из него фаната
1. Появление в доме многочисленных красочных брошюр, книг и журналов, которые
2. Появление новых «друзей» и их излишняя навязчивость. При этом их общение носит характер обволакивающей доброжелательности и доверительной таинственности.
3. Появление большого количества предметов, к которым человек раньше был равнодушен: свечи, знаки, амулеты, ароматические вещества.
4. Появление дисков со специфической тягучей, вяжущей музыкой (иногда перемежающейся непонятным текстом) — так называемых «трансовых» ритмов.
5. Резкое изменение в поведении: например, человек часами сидит в прострации, смотрит в одну точку: в окно, на стенку, или на
6. Речевые, словарные изменения. Человек начинает говорить как по тексту сценария. Выражения и слова — чужие. Вместо ответов на вопросы постоянно
7. Туманные разговоры о смысле жизни, о добре и зле, о конце света, о лучшей жизнь после смерти или второго пришествия, об избранности и жертвенном страдании и т. д. При этом взгляды человека расходятся с теми, что приняты в семье и с его собственными, которые были у него раньше.
8. Эмоциональная холодность и отчужденность от членов семьи и прежних друзей.
9. Отказ от мирских целей в жизни, от мирского образования, а иногда и от работы.
10. Резкие перемены во внешности, например, закрытая одежда темного цвета, тяга к «униформе».
11. Изменение структуры питания: резкое сокращение количества и качества пищи.
12. Сокращение количества сна в пользу медитаций, молитв, чтения культовой литературы.
Бороться с фанатичной убежденностью и страстным поклонением
Продолжение следует.