Свежий номер! 

  

НАШ ЗЕМЛЯК В КХЛ
Хоккеист Евгений Митякин провел мастер-класс в СК "Ледовый"

Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...
Как в старые добрые времена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Профессия, которую мы выбираем («ВК» №44)

У каждого взрослеющего человека, раньше или позже, возникают вопросы: «Чем заниматься? Кем быть? Где работать? «Каждый ищет себе профессию, которая будет интересна, полезна и обеспечит достаток.

Насколько удачно мы определим «свою» профессию, настолько успешно будут складываться наши взаимоотношения с ней. Если изначальный выбор сделан верно — человек может считать себя счастливчиком, получившим возможность посвятить жизнь любимому делу. Нет — мучается долгие годы и расплачивается за неправильный выбор профессии неудачной судьбой.

Возможно, впервые этот вопрос остро встает перед девятиклассниками и их родителями, ведь им предстоит решить, продолжать ли учиться в школе или «свернуть» на стезю профессионального обучения. Впрочем, и после 11 класса, и после окончания ВУЗа этот вопрос не менее актуален. Мало того, частенько он не дает покоя и дальше. Работает вроде человек, зарплату получает, а все равно задается вопросом, кем же он хочет быть…

Можно сказать, что свою профессию, а точнее, свои профессии человек ищет всю жизнь, ведь нередко уже в зрелом возрасте он вынужден менять сферу деятельности из-за профессиональных кризисов, социальных или личных обстоятельств. Ведь изменения здоровья, увольнения, переезды, выход на пенсию могут коснуться каждого человека. А стремление реализовать себя, улучшить свою жизнь и иметь больше благ являются мощным стимулом для постоянного профессионального поиска не только в кризисные, но и в стабильные периоды.

В современном мире существует около 40 тысяч профессий. При этом ежегодно примерно 500 профессий исчезает и столько же возникает. Одни безвозвратно уходят в прошлое (кучер, самоварный, городовой). Другие настолько видоизменяются по содержанию, что, по сути, тоже становятся новыми и требуют от работников значительной переподготовки (шофер, секретарь, технолог). Третьи — появляются впервые (программист, дизайнер, логистик).

В одном анкетировании выпускников школ перед учащимися был поставлен вопрос по шкале: лучшая профессия — интересная, нужная или денежная. Как оказалось, для многих учащихся интересная, нужная и денежная работа — практически равнозначные понятия. Что же делать молодым людям, которые думают о реальной работе и не менее реальной (и весомой) зарплате? Как найти работу по сердцу и не разочароваться в ней?

Прежде всего, избежать ошибок.

Ошибка 1. В юности выбирают не профессию, а образ будущего и стиль жизни. У молодого поколения есть желаемый образ жизни, который сопровождается разной «начинкой»: путешествиями, статусом, властью, машинами, семьей, особенным домом, творчеством, свободой и пр. Профессия в этом случае рассматривается в качестве средства к достижению цели. Правда, потом она может превратиться в тяжелое ярмо.

Ошибка 2. Есть множество критериев, которыми руководствуются старшеклассники и их родители при выборе профессии и учебного заведения: престижно; востребовано; нравится, по силам; хорошая зарплата в будущем; недалеко от дома; небольшой конкурс и еще множество вариантов ответов. Однако многие впоследствии разочаровываются в сделанном выборе. Понравившаяся профессия оказывается совсем не такой привлекательной при «взгляде в упор».

Как же правильно выбрать будущую профессию, будь она первая или десятая? Во-первых, узнать себя, свои способности, возможности, склонности, интересы, состояние здоровья. Во-вторых, узнать мир профессий. В-третьих, знать правила выбора, знать, как примерить профессию к себе, как ее получить, где и сколько учиться.

Выбор профессии графически можно представить в виде равнобедренного треугольника, стороны которого — такие понятия как «я могу», «я хочу» и «надо» («должен»).

«Хочу» — это удовлетворение потребностей: желания, личные цели, интересы, склонности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте, например, склонность к работе с людьми, техникой, растениями и т. д.

«Могу» — это возможности здоровья, личностные особенности, а также способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному.

«Надо» — это, так сказать, социальный заказ, спрос, потребность общества в определенных кадрах. А также необходимость самому человеку учитывать жизненные реалии и пути достижения цели в выбранной профессии.

Эти компоненты являются ведущими факторами в ситуации выбора профессии. Человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Так что, можно немного заняться жизненной геометрией и нарисовать подобный треугольник, описав подробно каждую из его сторон. Желательно, чтобы эти стороны по содержанию получились почти равнозначными. Для корректировки выбора можно использовать различные тесты, анкеты, опросники. Анализ этой информации поможет правильно выбрать свою профессию, свое дело, вписав его в центр треугольника.

Осознанный выбор профессии состоит из нескольких шагов. Первый из них, наиболее актуальный для выпускников,— понимание себя. Вот несколько рекомендаций:

* Доверяйте своим интересам и желаниям. В профессии, которую вы выберете, пройдут годы и десятилетия, и чтобы не выгореть и получать удовлетворение — тратьте свою жизнь на то, что вам интересно. Именно сегодняшние интересы пусть укажут общее направление поиска профессии.

* Изучайте себя. Часто психофизиологические особенности личности, структура интеллекта и задатки определяют профессиональную успешность больше, чем усилия.

* Не старайтесь быть не собой.

* Определите свои склонности и способности. Пусть эти знания помогут определить тип работы, график, интенсивность нагрузок и пр. Но учтите, что прохождение даже множества профориентационных и психологических тестов не запускает сам процесс ВЫБОРА. Это внутренний процесс, и его не сделают за вас ни родители, ни профконсультанты, ни компьютер. Потому,

* будьте активны в поиске.

* Знайте свои сильные и слабые стороны: сильные стороны используйте и развивайте, а слабые — компенсируйте.

* Принимайте во внимание сферу деятельности ваших родителей, родственников, друзей. В наше время работодатели редко открывают вакансии на «тепленькие» места, в основном набирают новых работников по рекомендациям сотрудников собственной организации.

* Используйте все внешние ресурсы — мнение родителей и друзей, консультации психологов, экскурсии, наблюдения за работой профессионалов и пр. Следует прислушиваться к тому, что говорят о вас окружающие (близкие, друзья, знакомые). Качества и наклонности, которые они в вас выделяют, могут помочь в выборе профессии: лидерство, артистизм, общительность, любовь к животным, хороший вкус и т. д. Не обесценивайте их рекомендации, но и не опирайтесь на них полностью.

* Подключите «интуицию детства»: вспомните, кем вы хотели быть в детстве, в какую профессию играли, о какой работе мечтали, какой деятельностью занимались долго и с удовольствием.

* Дайте себе право изменяться.

* Начинайте поиск профессии загодя — больше времени остается на обдумывание своего решения.

* Периодически просматривайте рейтинги востребованных профессий (благо, в Интернете такая информация есть на многих сайтах). Изучайте сборники для поступающих в вузы, техникумы, училища. Обычно в этих изданиях указываются экзамены, которые необходимо сдавать при поступлении, а также проходные баллы прошлых лет. Здесь же можно просмотреть перечень специальностей, по которым готовят в данном учебном заведении.

* Периодически устраивайте себе «вечера размышлений», когда в спокойствии и тишине вы будете прислушиваться к своему сердцу (и табелю успеваемости), дабы определить, какая область деятельности вам близка.

* В апреле-мае посетите «дни открытых дверей’ для абитуриентов, периодически следите за информацией на сайтах учебных заведений. Такие мероприятия дают потенциальным студентам возможность познакомиться с будущей alma mater, пообщаться с бывалыми студентами и просто побродить по факультетам и аудиториям.

* Определившись с учебным заведением и специальностью, начните усиленно заниматься, чтобы победный путь к овладению профессиональными навыками не преградили плохо сданные экзамены.

Продолжение следует

Психолог Дина Нагимова