Свежий номер! 

  

БОНУСЫ ЗА ОКРУГ ЗАКОНЧИЛИСЬ
Финансирование дорожных проектов сокращено в 6 раз

 Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...

Что посадить рядом с малиной, чтобы она не разрасталась

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Не все своровано, что украдено ч.4 («ВК» №24)

Окончание. Начало в № 21,22,23.

Соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, прямо противоположны тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети. Конечно, страх перед неизбежным наказанием тоже может удерживать от правонарушений (в том числе и воровства), но гораздо важнее, какой пример, какие уроки нравственности ребенок получает в семье, наблюдая за поведением близких.

Что же делать, если ваш ребенок замечен или заподозрен в воровстве? Как помочь ему и себе?

* Прежде всего, подавите в себе возникшую эмоцию негодования! Держите себя в руках, дайте себе время «остыть». Не реагируйте, как если бы это было воровство взрослого. Будьте предельно осторожны, проявите чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешно дав волю своему гневу, вы можете испортить ребенку жизнь, лишив его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

* Определите, осознанно ли ребенок присвоил себе чужую вещь или он это сделал невинно, находился ли под чьим-то влиянием. Постарайтесь понять истинные причины и мотивы этого проступка.

* Трезво оцените, на какой стадии развития находится ребенок. Ведь отставать можно не только в росте и учебе, но и в области морали. Может быть, ребенку сейчас десять лет, а его моральное развитие находится на уровне шестилетнего. Тогда вам нужно соответственно выстраивать свое поведение: «Ты такой большой, а ведешь себя как маленький! «Если ребенок просто не знаком с правилами поведения и нормами морали, то вам нужно разъяснить их, а может быть даже проиграть это в ролевых играх.

* Ни в коем случае не навешивайте ребенку ярлык «вор», предсказывая уголовное будущее. Случившееся — это совершенно нормальный этап развития личности, шанс усвоить некоторые важные правила человеческой жизни. Никто из нас не рождается со сформированными понятиями, личность развивается по мере взросления, и это длительный процесс. Спонтанное воровство — важный жизненный опыт, опыт соблазна, проступка, стыда, раскаяния. Это не только чрезвычайное происшествие, но и возможность для развития ребенка, важная ступень в формировании его совести.

* Не перегибайте палку, ругая и стыдя ребенка. Иначе вы добьетесь только того, что маленький воришка, боясь попасться, станет все скрывать от вас, а тяга к воровству не исчезнет.

* Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя ущербным и подавленным («Мне стыдно за тебя», «Никому из родителей не приходится так краснеть» и т. п. ).

* Не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка. Не напоминайте ему о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.

* Вообще, оставляйте ребенку пути к отступлению. Обнаружив у него чужую игрушку, которую он стащил у приятеля, но утверждает, что она была ему подарена, нужно сказать следующее: «Я могу представить, как сильно тебе ее захотелось, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили».

* Обратите внимание, как в семье хранятся деньги и ценные вещи — это не должно быть легкодоступное место. Не искушайте и не провоцируйте ребенка.

* Некоторые родители после кражи грозятся в следующий раз сдать ребенка в полицию, в сердцах бьют его по рукам, приговаривая, что в древности ворам отрубали руку. Конечно, это радикальные меры, и лучше к ним не прибегать. Это ожесточает, создает ощущение собственной порочности, вызывает обиду, желание отомстить.

* Лучше дайте ребенку понять, как вас огорчает то, что произошло. Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Это должно быть совместное решение, а не ваш приказ. Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше скандального выяснения отношений.

* Постарайтесь понять, как ребенок смотрит на эту ситуацию. Для этого внимательно и спокойно выслушайте его. Не стоит спрашивать, почему он так поступил. Богатая фантазия и страх перед вами подскажут ему что-то подходящее, чтобы оправдаться. Не провоцируйте его после кражи еще и на ложь. Можете просто спросить, как все произошло и обсудить с ним способ вернуть украденную вещь.

* Обсудите варианты выхода из ситуации. Найдите способ нивелировать кражу, вернув (или незаметно подложив) вещь на место. Например, для маленьких детей подойдет такой прием: «У нас дома, видимо, завелся домовой. Это он утащил то-то. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернет нам пропажу».

* Со взрослым ребенком украденную вещь необходимо оплатить в магазине или вернуть владельцу (сделать новое, отдать свое), но не обязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, не заставляйте его в одиночку проходить такое испытание, не позорьте. Можно пойти вместе с ним, ребенок должен почувствовать, что он имеет право на поддержку. Объясните ребенку, как и зачем нужно попросить прощения.

* Можно обязать ребенка отработать потраченные деньги. Назначить за каждую домашнюю работу определенную плату, чтобы ребенок наглядно понял, что значит зарабатывать деньги.

* Не разглашайте обстоятельства кражи (не обсуждайте публично, не высмеивайте, не набрасывайтесь всей семьей на ребенка). Со специалистами и педагогами разговаривайте в отсутствие ребенка.

* Подробно и понятно объясните ребенку, чем именно плохо воровство. Почему нельзя брать чужое без спросу, даже если хочется. Что теряет тот, кто берет чужое — прежде всего, в отношениях с людьми. Расскажите, как плохо тому, у кого украли, что он чувствует. Объясните, что желание взять чужое посещает в детстве всех людей, и что люди это преодолевают. Спокойно и твердо выразите уверенность, что ребенок научится справляться с соблазном брать чужое.

* Если вы обнаружили, что за воровством стоят другие причины, начните решать эти проблемы. Если вам кажется, что сами вы не можете понять, что движет ребенком, обратитесь к специалистам. Например, как быть, если ребенок стал наркоманом, и ему нужны деньги? Любому родителю кажется, что эта беда обойдет их семью стороной. Но на сегодняшний день даже самая благополучная семья не застрахована от этой напасти. В первую очередь, необходима консультация нарколога.

* Если ребенок ворует по причине вымогательства, его следует решительно пресекать. Ребенку же объясните, как надо себя вести в случаях, если у него что-то просят или требуют: как ответить, к кому обратиться за помощью и т. д.

* Помогите ребенку разобраться в его бедах. Это не значит, что нужно идти выяснять отношения с приятелями или с учителями. Хотя в исключительных случаях (ребенка часто бьют сверстники или учителя к нему очень несправедливы) это сделать необходимо, ведь кроме вас у ребенка нет другой защиты и опоры. Важно сформировать у ребенка привычку обсуждать с вами то, что его беспокоит. Для начала научите его просто разговаривать с вами о неприятных вещах и событиях.

* После «заглаживания вины» от кражи меньше внимания уделяйте самому факту воровства (не игнорируя его), гораздо больше — восстановлению утраченных теплых отношений с ребенком. Возможна даже совершенно неожиданная реакция — похвалить за какие-то успехи или сделать сыну или дочери подарок.

Для профилактики детского воровства:

* Подумайте о своем поведении. Будьте ребенку примером! Сколько бы раз вы не повторяли, что воровать плохо, он ни за что не поверит вам, если ваши действия будут расходиться со словами. Ни в коем случае не позволяйте себе нарушать право собственности ребенка или других людей. Дети видят и замечают все! Любое присвоенное вами «бесхозное» имущество убедит его, что «воровать можно, только осторожно».

* Будьте внимательнее к своему ребенку. Стремитесь узнать, о чем он мечтает, чем интересуется, как он себя чувствует, с кем дружит, чего боится, чего хочет от вас, от друзей, чем наполнена его жизнь в промежутках между учебой и принятием пищи. Естественно, для этого необходимо проводить вместе с ребенком какое-то время «просто так»: вместе гулять, играть, смотреть телевизор, разговаривать, словом, быть рядом и получать удовольствие от этого.

* Доверительная беседа — лучшая профилактика возможных сложностей. Разговаривайте с ребенком не только об уроках и уборке детской комнаты. Обсуждайте проблемы ребенка, расскажите о своих. Почаще вспоминайте свое детство и свои детские трудности. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в драматических ситуациях. Покажите ребенку, что он не одинок. Что плохой поступок, даже такой, как воровство, не ограничивает его в родительском тепле и любви.

* Помогите ребенку найти себе друзей или такую компанию детей, в которой ваш ребенок будет востребован. Это могут быть дети ваших друзей, его одноклассники, какой-то клуб, кружок, секция — словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу. Покажите пример сами — познакомьтесь с родителями ровесников своего ребенка, пригласите их на совместную прогулку, сообща устройте детский праздник и т. д. Да, это хлопотно, но это еще и профилактика подросткового кризиса.

* Постарайтесь знать всех приятелей своего ребенка, особенно если они вам не нравятся и вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. По возможности, познакомьтесь с их родителями.

* Старайтесь понимать и, по возможности, удовлетворять разумные потребности ребенка или подростка (популярная в среде сверстников одежда, экипировка, техника и т. д. ). Все ли необходимое есть у ребенка? Есть ли у ребенка карманные деньги? Одет ли он соответственно? Если не можете совершить необходимую покупку сейчас — договоритесь о более далекой перспективе или о том, что можно сделать самому: научиться шить, вязать, где-то подработать, чтобы оплатить хотя бы часть покупки.

* Активность ребенка направьте «в мирное русло»: выясните, что на самом деле интересует вашего ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т. д. ). Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным.

* Для профилактики воровства у малышей хороши сказки: «Петух и жерновки», «Аленький цветочек». Также посмотрите вместе с ребенком отечественные мультфильмы «Следствие ведут колобки», «Дело № …». Обязательно обменивайтесь впечатлениями и обсуждайте увиденное и прочитанное.

* Очень полезно разбирать вместе с ребенком различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм. На детей 6–7 лет сильное впечатление производит рассказ Н. Носова «Огурцы». На примере героя этого рассказа обращайте внимание ребенка на возможность исправить содеянное, на необходимость нести ответственность за свои поступки, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы.

* Кстати, в этом же рассказе поднимается еще одна проблема. Когда мама велит сыну вернуть огурцы, тот отказывается, боясь, что его застрелит сторож. На что мама говорит, что пусть лучше у нее никакого сына не будет, чем сын — вор. Такая «шоковая терапия» не всегда эффективна и даже опасна в случае с эмоционально возбудимыми детьми. Оставляя ребенка один на один с проступком, отрекаясь от него, можно только усугубить проблему, вызвав вместо раскаяния и желания исправиться, отчаяние и желание оставить все как есть или сделать еще хуже.

* Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.

* Также необходимо подключать ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему отношения к деньгам, как к ресурсу, которым нужно разумно распорядиться.

И еще один немаловажный момент, связанный с проблемой воровства.

Воровство — это такое явление нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы мы ни старались оградить его от подобных неприятностей. Либо его обсчитают в магазине, либо стащат что-нибудь из кармана, либо позовут в соседский сад за яблоками. И каждый родитель должен быть готов к вопросу: «Почему этого делать нельзя? Почему другие так делают — и ничего? «

Впервые став жертвой воришек, малыш может очень болезненно переживать это. Он будет считать себя виноватым в том, что случилось, ему будет очень неприятно, даже противно (многие обворованные люди говорили о чувстве брезгливости как основной реакции на то, что с ними произошло). Ребенок может даже перестать доверять людям, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры. Он может захотеть отплатить окружающим тем же, для него это станет своеобразной местью. Объясните ребенку, что плохие люди встречаются везде. Обсудите в семье проблему воровства, выкажите свое отношение к этому, научите детей оберегать свое имущество.

Ребенка необходимо учить не только уважению к чужой собственности, но и бдительности. Он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным. Но сам он никогда не должен уподобляться таким людям.