Еще Николай Васильевич Гоголь писал, что «есть у русского человека враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг этот — лень». С малых лет каждый из нас знает, что лениться нельзя, стыдно, и вообще, «душа обязана трудиться». Знаем, что нехорошо это, но ленимся. Понимаем, что ленивых не любят: их критикуют, на них сыплются упреки, с ними не желают иметь дело. Да часто и сами мы ругаем себя за то, что бездельничаем, мучаемся угрызениями совести, но ничего не можем с собой поделать — то ли силы воли не хватает, то ли опыта в преодоления лени.
Явление это всевозрастное и интернациональное. А еще — парадоксальное! Хотя с детства нам твердили, что лень — ужасный порок, с которым необходимо бороться, но жизнь дает удивительные примеры, насколько много можно иметь, не являясь идеальным и иногда ничего не делая. Возможно, отсюда возникло расхожее мнение, что лень — двигатель прогресса и необходимое качество творческой личности.
Постараемся разобраться, что в лени хорошего, что плохого, что она нам дает, а чего лишает.
Сначала определимся с понятием. В различных толковых словарях русского языка даются такие определения лени — «1. нежелание работать или выполнять
Если же говорить о научных определениях, то в психологии лень — это отсутствие мотивации и защитная реакция организма от
Вот и получается, что с одной точки зрения, лень — зло, и в ней нет ничего хорошего; это порок, который тормозит не только наше душевное и физическое развитие, но и в немалой степени подкашивает наше материальное благополучие. С другой стороны, бывают ситуации, когда лень возникает не столько от нашего каприза и избалованности, сколько больше от жизненной необходимости и/или состояния здоровья. А с третьей стороны, лень помогает найти средства достижения комфортного существования наименее затратным способом. Ведь именно лень подтолкнула человечество к изобретению многих таких необходимых сегодня технических средств и приборов.
Так что, лень лени — рознь, а значит, и лентяи бывают разные. Попробуем составить своеобразную классификацию, попытаемся выяснить, к какому типу лентяев принадлежим мы сами (если вы, конечно, себя таковым считаете), а потом уже, следуя несложным рекомендациям, попробуем преодолеть или выгодно использовать ее,
Лентяй выученный. Чаще всего «ленивостью» заболевают в детском возрасте. Дети, усилия которых подавляются («не лезь — испортишь!»), которым не разрешают помогать по дому («испачкаешься, долго возишься!»), которых критикуют за неумелость, сурово наказывают за ошибки, наиболее подвержены «заражению» ленью. Если ребенок понял, что
Дислексики, дисграфики. Нередко школьников, не справляющихся с учебными нагрузками, родители и учителя считают лентяями и бездельниками. Детские проблемы — дислексия, дисграфия, дискалькулия и прочие «дис» — нарушение формирования навыков чтения, устной и письменной речи, счета и пр.— возникают в силу психологических особенностей ребенка и не зависят от его воли. Такие дети быстро истощаются, наступает «охранное торможение», и учебный материал плохо усваивается. Специальные методики преподавания, чтение ребенку вслух, психологическая поддержка самих учеников и их родителей, медикаментозное сопровождение, а главное — мудрое терпение и настойчивость, помогают ребенкe в сложный период обучения. Как правило, в дальнейшей профессиональной, семейной и социальной жизни такие люди вполне состоятельны.
Лентяй ослабленный. Лень возникает
В пожилом и старческом возрасте ленивость — следствие физической, а иногда и психической немощи, результат накопленных за жизнь болезней, горестных переживаний и одиночества. В этом случае повышение двигательной активности, общение, посильная работа и помощь близким, стремление сохранить позитивный эмоциональный настрой прогоняют состояние лености.
Лентяй маскирующийся. Очень часто за ленью скрывается
Лентяй скучающий. Человек не желает выполнять работу
Лентяй неорганизованный. У такого лентяя и с энергетикой все в порядке, и делом вроде бы занимается интересным, но очень долго раскачивается, никак не может войти в нужный ритм. Такая лень самая опасная:
Лентяй отдыхающий. Многие знают, что после тяжелой работы, длительной учебы, выступлений, командировок, сдачи проектов или экзаменов наступает такое состояние, что больше ничего не хочется делать, голова пустая, стремлений — ноль. Хочется только есть, пить, спать и ждать, когда восстановятся силы. Что это, порок? Конечно, нет. Просто измученный организм объявил забастовку, мол, ты — как хочешь, а я пошел отдыхать. Соответственно, лень в этом случае — защитная реакция организма в ответ на сверхнагрузки. Как правило, она проходит самостоятельно.
Продолжение следует…