Свежий номер! 

  

НАШ ЗЕМЛЯК В КХЛ
Хоккеист Евгений Митякин провел мастер-класс в СК "Ледовый"

Полиция Краснокамского городского округа ИНФОРМИРУЕТ...
Как в старые добрые времена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реклама

Как помочь «белой вороне»? ч.3 («ВК» №6)

Окончание. Начало в № 4,5.

Не следует позволять ребенку утверждаться в мысли, что любую проблему можно решить кулаками. Напротив, нелишне будет показать, что можно выйти с честью из создавшегося положения иными путями, и дать понять ребенку, что ему это вполне по силам.

Ребенка нужно убедить в том, что неприятности не у того, кого дразнят, а у того, кто это делает. Ребенку следует дать понять, что полностью счастливый и довольный собой и своей внешностью, уверенный в себе человек не станет «цепляться» к другим. Как правило, обидчики ущербнее тех, кого они обижают.

Помогите ребенку выучить фразу, которую он сможет говорить в ответ на колкости и издевки: «Это все неправда! Никто тебе не верит! И это совсем не смешно! «Произносить ее нужно спокойным уверенным тоном, низким голосом, медленно отчеканивая слова.

Многие родители советуют своим детям не показывать сверстникам, как их «дразнилки» обижают, не принимать их близко к сердцу. Иногда это срабатывает, обидчики теряют интерес к ребенку и отстают. Но нередко отсутствие отпора приводит к нарастанию агрессии, к тому, что ребенка воспринимают как беззащитную жертву. И, согласитесь, трудно быть неуязвимым, когда тебе уроками подряд плюют в спину жеваной бумагой.

Поэтому, учите ребенка с достоинством давать отпор (не всегда — сдачи), дружить хотя бы с двумя-тремя сверстниками, чтобы держаться вместе и защищать друг друга. И очень показаны занятия в какой-либо спортивной секции или регулярные физические тренировки для накопления мышечной силы. Это ощущение силы невольно передается окружающим, и у ребенка обидчиков будет значительно меньше.

Поделитесь с ребенком опытом личной жизни. Расскажите ему, как в подобных ситуациях в свое время оказывались вы или кто-то из ваших знакомых или родственников. Вспомните, какие способы и аргументы были действенными против ваших обидчиков. Поищите в литературе или в интернете примеры из жизни, актеров, спортсменов или известных людей, которым удалось справиться с аналогичной ситуацией. Какие качества характера и черты личности нужно было для этого в себе осознанно развивать.

Пусть ребенок-школьник составит «Памятку для тех, кто хочет стать увереннее» с рекомендациями из собственной жизни, как если бы он это писал для других. Повесьте эту «Памятку» на видное место и просите ребенка перечитывать ее и выполнять его собственные советы. Как правило, большинство детей знают, что нужно делать в конфликтной ситуации, но не делают этого из-за нерешительности, страха поражения, низкой самооценки или выученной беспомощности.

Школьникам можно порекомендовать следующее: если дразнят парня, можно и даже нужно находить подруг-девочек и наоборот, если дразнят девочку, то нужно искать приятелей-мальчиков. Даже если это не уменьшит количества обид и не гарантирует защиту, то, по крайней мере, ходить в свой класс будет приятнее.

Необходимо попытаться убедить ребенка в том, что действовать ему надо самому. «Ведь мама с папой не всегда будут рядом с тобой. Значит, нужно учиться защищать себя самостоятельно». И не забывайте хвалить его за малейшие успехи в умении отстоять себя, добиться хотя бы временного перемирия с обидчиками или подружиться с кем-либо из ребят. Научитесь фиксировать внимание «на том, что получилось», а не на том, что «опять не вышло». Позитивные эмоции, связанные с достижением успехов, очень важны и вам и вашему ребенку!

Если ребенка бьют сверстники

Дети начинают вести себя нагло, когда чувствуют свою безнаказанность, когда им все «спускается с рук», когда родители не хотят видеть и признавать сложность ситуации.

Можно и нужно прививать своим детям навыки и умения договариваться и решать все вопросы мирным путем. А что делать, если некоторые понимают только язык кулаков и больше никак? Если в семье обидчиков культивируется позиция «кулак лучший друг в достижении цели», то о каких мирных переговорах может идти речь? Вас просто не поймут.

К сожалению, жизнь показывает, что в некоторых случаях действует только одно правило: «против лома нет приема, окромя другого лома». А что делать ребенку, который по природе своей не вояка?

  • Научите своего ребенка не ввязываться в конфликтные ситуации и не создавать их. Если он знает, что кто-то — задира, то не нужно лезть к такому.
  • Учите ребенка коммуникабельности, ведь замкнутые дети чаще становятся объектом насмешек.
  • Закладывайте в ребенка достойную самооценку, тогда он не будет позволять унижать себя и у него не будет необходимости унижать других.
  • Воспитывайте в ребенке ответственность за свои слова и поступки, учите видеть последствия. Тогда он быстрее научится правильной оценке жизненных ситуаций.
  • Если мирные переговоры не приносят успехов, то умение постоять за себя, дать отпор — очень важно. Обычно, получив достойный отпор, забияки лезут меньше.
  • Обязательно объясните ребенку, что в случаях, когда реально угрожают его жизни и здоровью, нужно рассказать об этом взрослым, позвать на помощь, обороняться всеми возможными способами, или просто убежать.

Конечно, избежать всех конфликтных моментов вряд ли удастся, но уменьшить их количество за счет подготовки к ним своего ребенка — это в силах родителей.

А теперь поговорим о «ломе».

Научите ребенка правилам, которые нужно соблюдать, когда приходится драться.

  1. Вступать в драку только в том случае, если без этого не обойтись, то есть когда нападают и необходимо защищаться.
  2. Во время драки никогда не брать в руки камень, палку или другой предмет. Если ребенок видит, что чем-то подобным вооружился противник, гораздо разумнее не драться с ним, а убежать.
  3. Нужно быть особенно осторожными, когда драку навязывает кто-то младший. Малыши лезут драться чаще всего потому, что еще не научились спорить и добиваться своего мирным путем. Нельзя давать сдачи младшему: можно не рассчитать силы и ударить слишком серьезно. Иногда следует просто удерживать малыша, чтобы он не мог причинить вреда себе и противнику.
  4. В драке нужно стараться защищать глаза. Если есть очки, их обязательно нужно снять перед дракой. Если очки в драке разобьются, осколок может повредить глаз.
  5. Не вступать в драку в таком месте, где есть опасность упасть со значительной высоты. Бывает, что дети получают тяжелые травмы не в самой драке, а в результате падения.
  6. Нужно стремиться, как можно скорее кончить драку. А после нее нужно попробовать установить перемирие со своим противником, независимо от того, кто кого побил.

Если ваш ребенок не может сам дать достойный отпор — «вломить» своему обидчику, то «ломом» необходимо стать вам, уважаемые родители. Речь не о том, чтобы «отдубасить» задиру-обидчика, особенно при единичных конфликтных случаях, когда дети «притираются» друг к другу. Ваша задача — стать тем буфером, который может и должен разрешить сложившуюся ситуацию, и обезопасить своего сына или дочь.

Если ваш ребенок подвергается системному террору, с которым он не может разобраться сам, подвергается унижению, приходит со следами побоев, следует поговорить с родителями обидчика и призвать их к ответу за действия своего ребенка! Можно позвонить им и предупредить, что если ситуация повторится, то разговор будет уже не по телефону, а в правоохранительных органах. В таких ситуациях надо решать вопросы на взрослом уровне и разговаривать со взрослыми, а не с детьми. Хотя, конечно, бывают и исключения, когда приходится разбираться с чужим ребенком, не имеющим должного воспитания и влияния со стороны родителей. Такому можно сказать, что вы любите своего ребенка и готовы помочь ему отстоять его честь и достоинство. Только не превращайте разговор в «наезд», в угрозы и попытки запугать чужого ребенка. Иначе вместо развязывания конфликтного узла, вы затянете его еще туже. Разговаривайте с позиции собственного достоинства и внутренней силы. Действуйте, исходя из ситуации.

Что же касается вопроса перевода ребенка в другое образовательное учреждение, то на него невозможно дать однозначный ответ. Все зависит от конкретной ситуации. Нужно постараться разобрать возникший конфликт на месте, независимо от того, переводите вы ребенка или оставляете, чтобы у ребенка не было ощущения, что он просто сбежал «с поля боя». Иначе уже в новом коллективе может возникнуть рецидив подобной ситуации. Перед тем как ребенок пойдет в новый коллектив, рекомендуется поговорить с ним, проанализировать причины возникшего конфликта и вместе обсудить, как нужно поступать, какие качества проявлять, чтобы не допустить повторения неприятностей на новом месте.

Ваш ребенок учится жить в сложном мире, проходит свою меру испытаний. Будьте рядом с ним. Не драматизируйте, не паникуйте по поводу его проблем. Но и не оставайтесь безмятежными и равнодушными в надеже на то, что все решится само собой или «авось, пронесет». Не бойтесь защищать своего ребенка, но не пытайтесь за него решать его проблемы (а точнее, задачи его развития). «Держите руку на пульсе» и помогайте ребенку (и себе!) развивать те черты характера, которые помогут быть сильнее и успешно преодолевать возникшие проблемы общения.

И пусть ваша маленькая «белая ворона» учится гордиться своими достижениями и радоваться тому, что она — не черная.

Психолог Дина Нагимова