Свежий номер! 

 

ЮБИЛЕЙ ДОМА

Дому 14 по улице Комарова - 55 лет

По сто рублей с носа

 В память о героях...

 

Реклама

Как оторвать ребенка от компьютера? ч.3 («ВК» №42)

Окончание. Начало в № 40,41.

9. Необходимо соблюдать «временной закон»: чтобы научить ребенка (и себя!) контролировать время, проведенное за компьютером, заводите будильник, и после его сигнала, выключайте машину и переключайтесь на другие дела или отдых. Не разрешайте играть перед сном, сразу после еды и, разумеется, вместо сна, подвижных игр, помощи по дому, не сделанных уроков или прогулки на улице. Запрещайте кушать у компьютера. Следите также, чтобы ребенок соблюдал и «закон расстояния»: для игровых приставок не менее двух метров, для персональных компьютеров — 30–40 см. 

10. В комнате, где стоит компьютер, должно быть достаточно много живых растений и свежего воздуха. Кстати, некоторые цветы (и даже кактусы) не выдерживают электромагнитного излучения, начинают болеть и погибать. Если такое произошло, используйте это в воспитательных целях для иллюстрации компьютерного вреда, и меняйте растения на новые для очищения пространства.

11. Нужно контролировать содержание игр: исключать сюжеты с насилием, жестокостью, сексуальной распущенностью, нездоровым азартом, оккультно-сатанинской тематикой и прочими нравственно отрицательными темами. Компьютерные игры бывают разные, в том числе и приемлемые. Именно на них и следует делать упор, переключая внимание ребенка с вредного на полезное или хотя бы этически нейтральное. Скажем, с компьютером можно играть в шахматы. Или путешествовать в специальной обучающей и развивающей компьютерной игре типа «Квест». Ее герой попадает в какую-либо запутанную ситуацию или получает сложное задание. Задача играющего — разгадывать тайны и головоломки, сопутствующие приключению. Иногда в основе подобных игр лежат реальные исторические события — расцвет и падение римской империи, великие военные походы и т. д. Такие игры, как правило, не содержат сцен насилия и при грамотном подходе пробуждают интерес к истории, развивают пространственное мышление, логику, память, эрудицию.

12. Мудрые родители стараются, чтобы интерес ребенка к компьютеру с самого начала был не потребительским, а научно-познавательным и практическим. Тогда это может стать основой и для будущей профессии их сына или дочери (программист, создатель интернет-сайтов, сервисный инженер и т. д. ).

13. Не забывайте контролировать денежные средства, которые даете ребенку на карманные расходы, особенно, если опасаетесь, что он ходит играть в клуб или к приятелям. Труднее всего проконтролировать суммы, выделенные на питание ребенка в школе. Поэтому, чем давать ему каждый день деньги на руки — отдайте их на неделю классному руководителю или проплачивайте в столовой завтрак или обед на целый месяц вперед. В таком случае, вместо денег на руках у вашего ребенка будет гарантированное питание или талоны на него.

14. Почаще приглашайте в дом друзей-сверстников вашего ребенка. Причем, лучше, если их больше двух. Все они не смогут поместиться за экраном монитора. К тому же, играет только один, а тем, кто наблюдает? это быстро надоедает. Дети сами придумают какую-нибудь альтернативу компьютерной игре и увлекут вашего ребенка поучаствовать в ней.

15. Конечно же, не стоит забывать о том, что никакая виртуальность не заменит живого разговора. Главное в лечении компьютеромании — доказать человеку, что живое общение привлекательнее виртуального. А потому стремитесь быть для своего ребенка интересным информированным собеседником, а не занудливым, вечно упрекающим и поучающим «предком». Научитесь демонстрировать ребенку позитивные эмоции, а не раздражение и крик. Не провоцируйте у него постоянно чувства вины и стыда. Создавайте, по возможности, для него комфортную психологическую атмосферу домашнего общения.

16. Поощряйте у своего ребенка соблюдение санитарно-гигиенических навыков (соблюдение чистоты и порядка на компьютерном столе, навыков гигиены зрения, элементарных физических упражнений). Повесьте над столом комплекс зарядки, разработанный для тех, кто длительно сидит за компьютером (его можно найти в том же Интернете или в медицинской литературе). Периодически предлагайте ребенку увлажняющие капли для глаз, охлажденные влажные салфетки для лица и рук (их можно держать в холодильнике), питьевую или минеральную воду. Если ребенок разрешает, делайте ему легкий массаж плеч, спины, шеи, головы. В эти минуты вы не только заботитесь о его здоровье, но и отвоевываете его внимание от виртуального пространства, возвращаете в реальность и укрепляете взаимоотношения.

Борьба с компьютероманией эффективна тогда, когда усилия родителей направлены не на следствие, а на устранение причины зависимости у детей. Повторим, что основные из них — это желания получить удовольствие, развлечься, чем-то занять себя, избавиться от скуки, «убить время» и достичь чего-либо важного, значимого.

Дети отмечают: играть тем интереснее, чем сложнее выиграть. Видимо, игра влияет на самооценку, уровень притязаний и уверенность в себе. Позитивные эмоции игроков-школьников связаны с азартом, радостью и чувством превосходства над соперником. Ребенок, испытывающий трудности в общении с людьми, погружается в игру, чтобы почувствовать себя победителем, преодолевающим любые препятствия.

Еще одна причина — дефицит внимания со стороны вечно занятых родителей или равнодушных сверстников. Тогда ребенок с головой погружается в компьютерный мир для того, чтобы побеждать виртуальных врагов и тем самым завоевать внимание, симпатии и доверие окружающих.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребенок и подросток, но шансы уменьшаются, если:

— в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;

— у ребенка разносторонние интересы и увлечения;

— ребенок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;

— ребенок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

Осторожный оптимизм внушают исследования психологов, которые говорят о том, что с одной стороны, компьютерная зависимость поглощает ребенка, отнимая массу времени от развития и образования, исключая его из активного социального процесса, обедняя духовный мир. Но с другой стороны, эта зависимость — явление проходящее, временное. Она отличается от курения, алкоголя, наркотиков и увлечения азартными играми тем, что в какой-то момент времени наступает пресыщение компьютером. Далее повзрослевший ребенок либо занимается им профессионально, либо компьютер перестает иметь столь значимое место в его жизни. Жаль, правда, что потерянного времени, сил и возможностей уже бывает не вернуть.

Психолог Дина Нагимова