Легче оторвать компьютер от ребенка.
Из житейского опыта.
Хорошая штука — компьютер! Особенно для занятых родителей. Сидит ребенок дома перед монитором, вечерами по подъездам не тусуется, с сомнительными друзьями не водится. Конечно, неподвижное сидение в одной позе много пользы здоровью не принесет, но ведь лучше, чем улица! Чем же это чадо так увлечено? Основных занятий два — компьютерные игры и Интернет. Многие общаются в социальных сетях и на всевозможных форумах, а еще скачивают фильмы, музыку. Для чего им это? Все очевидно: чтобы получить
Не стоит горячиться и считать любую работу вашего близкого за компьютером зависимостью. Все же в наш высокотехнологический век трудно обойтись без такого замечательного устройства, как ПК. Стоит изначально разобраться, как человек использует компьютер. Если пользование последним сводиться к решению учебных или рабочих вопросов, небольшой дружеской переписке, чтению новостей и т. д. ? опасаться нечего.
Но когда речь заходит о долгих часах за компьютером в ущерб всему остальному — здоровью, учебе, работе, семейным отношениям, то можно говорить, что это особый вид ухода от той реальности, в которой ребенка
Родители, полагающие эти компьютерные увлечения детей безобидными, либо искренне заблуждаются, либо сознательно отмахиваются от своих обязанностей в угоду другим, «более важным» делам. Психологи всерьез говорят о росте количества детей, страдающих в той или иной степени компьютерной зависимостью — болезненным состоянием, связанным с нарушением психологических и поведенческих функций.
Грань между увлечением и зависимостью достаточно тонка. Критерий разграничения — самоконтроль. Если ребенок, уделив компьютерным забавам определенное заранее время, выключает машину и принимается за другие дела — можно не волноваться. Сын (или дочь) воспринимает компьютер тем, чем он и является на самом деле,— инструментом для досуга и работы. Совсем другое дело, если в угоду «электронному другу» ребенок забывает об учебе и других занятиях, заменяя живое общение многочасовыми бродилками и стрелялками, оторваться от которых самостоятельно он не может.
Что же делать родителям, чьи дети попали в «ласковые сети» компьютера? Первое что приходит им в голову — запретить даже близко подходить к нему. Немало людей применяют этот силовой метод: ставят на компьютер пароли, удаляют игры ради благородной цели отлучения близкого человека от «электронного монстра», прячут или уносят с собой на работу сетевые шнуры, могут даже обесточить всю квартиру. Причем данные манипуляции нередко сопровождаются угрозами, слезами, требованиями «или я, или компьютер».
Увы, вполне вероятно, что за таким решением у ребенка последует настоящая депрессия, он может закрыться в себе, назло и демонстративно забросить учебу, полностью отгородиться от родителей. Жесткие запреты, ругань и нравоучения никогда не были эффективными методами воспитания. Ребенок ведь не понимает, что он на грани психического расстройства. Для него запрет — это лишение привычного удовольствия, источник запрета (то есть родители) — зло, с которым надо бороться, или, по меньшей мере, обходить стороной. Возможно, в подобных репрессивных мерах есть смысл, но только в качестве крайнего средства, после того, как испробованы другие методы.
Вряд ли можно предложить единственный, стопроцентно эффективный способ борьбы с компьютерной зависимостью детей. Скорее всего, поможет комплекс мер.
Об этом мы поговорим в следующем номере газеты.
Продолжение следует…